Как важна работа классного руководителя в 4-м классе

Разделы: Классное руководство


В связи с переходом после четвертого класса учащихся из начальной школы в среднее звено, работа классного руководителя с учащимися этого возраста является особенно важной. К четвертому классу ребята успели освоиться с процессом обучения, они готовы следовать советам и задачам учителей, однако учащиеся привыкли к одному воспитателю и учителю, который формировал их классный коллектив. С этим бывают часто связаны проблемы адаптации учащихся в средней школе.

Классному руководителю в 4 классе важно направлять свою работу на то, чтобы после начальной школы учащиеся могли уметь учиться самостоятельно, уметь планировать свое свободное время, проявлять самостоятельность в его проведении с обращением за помощью ко взрослым в случае затруднения, уметь считаться с другими, адекватно реагировать на других, иметь свое мнение, формировать свое мнение с учетом мнений других, уметь поддержать отношения, поддерживать дружбу, уметь дружить и с мальчиками, и с девочками, быть самостоятельным в быту, иметь свои обязанности. Чтобы добиться вышеперечисленных результатов, классный руководитель должен проводить тематические занятия, приглашать психологов к сотрудничеству, и главное участвовать в жизни классного коллектива как наставник, соратник и воспитатель. Классный руководитель должен держать слово, данное детям, защитить ребенка от всех видов самоуправства, оскорблений, строго хранить детские тайны, быть сдержанным и терпеливым, никогда не опускаться до оскорблений и унижений ребенка. Быть примером во всем: в труде, одежде, поведении, в любой ситуации уметь поставить себя на место ребенка, доверять детям, жить их интересами.

К четвертому году обучения в моем классе сформировался хороший и дружный коллектив. Большинство родителей отмечают, что их дети почти всегда с радостью идут в школу. У большинства ребят в классе много друзей. Результаты бесед с родителями свидетельствуют о том, что ученики делятся своими впечатлениями о школе, рассказывают о происходящем родителям. Это хороший показатель, который характеризует эмоциональную включенность детей в процесс обучения, школьную жизнь, показатель, демонстрирующий в целом благоприятную атмосферу, сложившуюся в классе.

Для сохранения благоприятной атмосферы в классе традиционными стали разнообразные экскурсионные программы, развивающие и воспитывающие ребят. Дружба и взаимопонимание рождаются и крепнут от совместных поездок. Первая в этом году автобусная экскурсия в Поленова была проведена 8 сентября. Где ребята с большим интересом посетили дом-усадьбу, а также в неформальной обстановке праздновали дни рождения летних именинников. Именинники подготовили для ребят класса различные конкурсы. Ребята познакомили друг друга с новыми играми, было больше возможности поделиться друг с другом летними впечатлениями.

В первом полугодии учащиеся посетили музей Москвы, посмотрели несколько театральных постановок. Воскресные походы в театр дают ребятам возможность взять с собой младших братьев и сестер, почувствовать себя старшими, нести ответственность.

После просмотра спектакля мы обсуждаем, что понравилось, что нет. Обращаем внимание и на игру актеров, декорации, музыкальные постановки. Третий год в классе ставится новогодний спектакль. И если во 2 и 3 классе работа по подготовке к спектаклю полностью велась учителем, то в 4 классе авторами сценария стал не только классный руководитель, но и сами ученики, предложившие музыкальные номера спектакля, репетировавшие самостоятельные фрагменты праздника.

Немаловажное значение имеет сейчас и благотворительная деятельность. Милосердие – важнейшее качество настоящего человека, а база закладывается, конечно, в детские годы. Ребята пишут поздравительные открытки не только наконуне Дня Победы, но и ко всем знаменательным датам. Принимают активное участие в подготовке и проведении праздника в школе.

В работе классного руководителя большое значение имеют тематические беседы. На таких занятиях говорится о правилах поведения в школе, здоровом образе жизни, спорте, ребята участвуют в играх, в которых больше узнают о себе, об одноклассниках. Учащиеся с большим интересом на таких классных занятиях работают в парах, группах. Тем самым становятся понятней и ближе друг другу.

Немаловажную роль играет и работа классного руководителя с родителями и родительским комитетом, помимо традиционных родительских собраний и индивидуальной работы с отдельными родителями проводится так называемая “внутренняя” работа. В период подготовки выхода школьного журнала “Начало”, учащимся была предложена анкета, где дети могли высказать свое мнение о самостоятельности, ответив на вопросы:

Что такое быть самостоятельным?
Что ты хочешь делать сам?
Что тебе разрешают делать одному?

В ответах было видно, что дети не только правильно понимают значение слова самостоятельность, но и ощущают потребность в ее осуществлении. Родители класса с готовностью приняли участие в обсуждении вопроса самостоятельности ребенка и на страницах журнала рассказали, как они воспитывают в своих детях самостоятельность. Такая совместная работа делает людей разного возраста ближе и понятней.

Итак, работа классного руководителя 4 класса – одна из самых трудоемких, здесь закладывается база дальнейшей жизни детей в средней и старшей школе.