Цель: к концу урока учащиеся узнают о взаимосвязи человеческих поступков и их последствий и самоценности хорошего поведения.
Оборудование:
- Видео-фильм “Малыш и Карлсон”; “Как вести себя дома”.
- Слова: ШАЛОСТЬ, ПОСТУПОК, ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ
- 2 рисунка: человек, шагая, оставляет следы.
- Схематичные человечки.
- Карандаши: красные и черные.
Текст: “Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Максима к рюкзаку был прикреплен брелок “глобус”, который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Максим переодевался в спортивную форму, один из одноклассников отцепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: “Поиграем в пас!” Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился”.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Возьмите модели человечков. У них на лице не показано настроение. Нарисуйте то настроение, которое сейчас у вас.
2. Целеполагание.
Просмотр фрагмента видеофильма “Малыш и Карлсон”.
- Определите, о чем будем говорить на уроке? (Шалость. Поступки.)
На доске записана тема: “Если есть шаг, должен быть след”.
- Есть ли связь?
- Какую цель поставим?
3. Основная часть.
- Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок.
- Поделитесь своими мыслями.
- След, который оставляет человек, похож на его ступню?
- Можно сказать – какая ступня, такой и след?
- Сравните два рисунка.
- В чем отличие?
- Посмотрите на слово, написанное на доске. На доске: по – ступок
- От какого слова происходит? (Ступать, ступня.)
- Что такое поступок?
Поступок – совершенное кем-нибудь действие.
- Какие поступки совершает человек?
- Какой поступок совершил Карлсон?
- Шалость – это какой поступок?
Шалость
1) шутливый поступок;
2) это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.
- Можно ли шалостью назвать следующие действия:
- сорвать цветы с клумбы у подъезда, которые выращивает бабушка-пенсионерка;
- сорвать расписание уроков в коридоре школы.
- Можно ли назвать эти действия злонамеренным поступком?
- Сформулируйте определение.
Злонамеренный поступок – умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
- Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека. А из-за чего совершают злонамеренные поступки? (Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства)
- Может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком? (Приводят пример. Ученик не предусмотрел последствий своих действий.)
- Вывод: прежде чем совершать поступок, думай о последствиях.
- Каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество.
- Как вы думаете, хорошее оно, человечество?
- Вывод: каков каждый из нас, таково и человечество.
- Поиграем в игру, “Какой я?” Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.
- Я называю качества характера, а вы рисуете кружок на туловище человека карандашом. (Если да – красный, нет – черный.)
Качества: добрый, щедрый, трудолюбивый, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый.
- Почему получился “пестрый портрет вашего характера”?
- Ваши дальнейшие действия? Рефлексия. (Важно знать, какие исправлять, а какие развивать.)
- Если человечек будет состоять из красных кружочков? (В нем только хорошие черты.)
- Хороший человек поступает хорошо, а если поступок хороший, то и последствия тоже хорошие.
4. Домашнее задание.
- Подумайте: на ком дом держится?