Цели:
- Учить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.
- Развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать активную личность.
Оборудование: сигнальные блокноты, опора с падежами, таблица с родительным и винительными падежами.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Какие советы дадите своим товарищам, чтобы писать без ошибок, правильно определять падеж имен существительных?
2. Чистописание.
а) разминка «Массаж».
б) мороз нарисовал узоры не только на стекле, но и в тетрадях у вас остались его следы.
- Что увидели в этом узоре? (окончания имен существительных в родительном и винительном падеже)
3. Словарь.
а) узнайте новое слово сами.
а з и д л е а к.
б) записать буквы в таком порядке:
- я пишу на доске, вы в тетрадях: издалека.
- можно подобрать проверочное слово?
- что обозначает слово?
в) Дежурный читает в толковом словаре значение этого слова.
г) Предложите способы запоминания этого слова:
- ударение.
- проговорить орфографически.
- подобрать однокоренные слова.
Вдалеке, далеко, недалеко, даль.
- найдите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»?
д) Составьте словосочетание с этим словом.
- Как понимаете словосочетание: (говорящий не сразу приступил к главному, а говорил намеками).
4. Сообщение темы, цели урока. Актуализация знаний о родительном и винительном падежах.
а) На доске: спросить мальчика, спросить у мальчика.
- Чем похожи словосочетания?
- Чем различаются? (предлог, падеж, существительное)
б) Какова тема урока?
в) Цель урока?
5. Новый материал.
а) работа по опоре и таблице.
Таблица
1 склонение | 2 склонение | |
Р. нет кого? | ученицы, девочки | ученика, друга |
В. вижу кого? | ученицу, девочку | ученика, друга |
б) учащиеся записывают на доске:
Р.п. | В.п. |
Кого? Чего? |
Кого? Что? |
Сравните вопросы падежей.
Назовите все известные вам предлоги родительного падежа. (от, до, из, без, у, для, около, с.)
Какие предлоги употребляются с винительным падежом? (в, на, за, через, про.)
Вывод: в родительном падеже употребляются такие предлоги, которые не употребляются в винительном.
- Чем различаются эти падежи? (предлогами)
в) сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения. (У существительных первого склонения окончания разные. У существительных второго склонения окончания одинаковые.)
г) упражнение 205.
д) проверка постановки падежей с помощью сигнальных блокнотов. (оценка за падежи на полях)
6. Физминутка «Покажите, как живете».
7. Закрепление изученного.
а) проблемная ситуация - определите падеж им. сущ. про волка. Докажите.
И так, как отличить р.п. и в.п. падежи у существительных 2-го склонения.
б) Давайте посмотрим, какое решение нам предлагает автор учебника Тамара Григорьевна Рамзаева (стр. 93).
- Каким словом мы заменим? (лиса)
Вижу кого? ЛИСУ - В.п.
в) «Разделите на группы». (на доске имена сущ.)
- у соседа,
- про дельфина,
- от малыша,
- через ручей,
- для ученика,
- за лагерь.
Первый вариант выписывает имена сущ. в р.п.
Второй вариант выписывает имена сущ. в в. п.
г) проверка по вариантам. (оценка на полях)
- какой способ вы использовали, чтобы узнать падеж им. сущ. 2 скл.?
8. Мороз не только узоры оставил на доске, но и выпустил снежинки из своей перинки.
- на снежинках словосочетание, вы указываете падеж имен сущ.
1 вариант | 2 вариант |
Следы зайца Выстрелил в зайца Спросил про соседа |
Шкура волка Выстрелил в волка Заступился за друга |
9. Самопроверка по доске. (оценка на снежинке, каждый сам оценивает свою работу по среднему балу на полях)
- эти снежинки возьмите домой и покажите, как работали на уроке.
10. Итог урока.
- над какой темой работали?
Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. ЛИСА.)
- просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?
- кому легко?
11. Домашнее задание упр. 207.