Цели:
Воспитательные:
- Привитие навыков культурного общения.
- Выявление способностей детей.
Развивающие:
- Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами;
- Развивать умения творчески подходить к решению задач
- Развитие коммуникативных способностей детей.
- Развитие умений выступления перед аудиторией.
Обучающие:
- Выработка предметных компетенций.
- Привитие интереса к предмету.
- Обобщение ранее изученного материала по темам: строение вещества, Движение и взаимодействие тел.
- Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.
Оборудование:
- мультимедиа;
- презентация PowerPoint (Приложение 1);
- грампластинка с отверстиями;
- бутылка;
- монета;
- линейка;
- черный ящик с соленым огурцом внутри;
- на каждую команду разновесы и весы;
- пластилиновая фигурка неправильной формы;
- стаканчики с нефтью;
- электромагниты.
План.
I. Вступление. Здравствуйте, уважаемые знатоки физики! Хотя вы начали изучать физику совсем недавно, я уверена, что это звание вы уже вполне заслужили. А начнем мы наш конкурс на звание лучшего знатока с выступления учеников 11 класса. Оно поможет вам кое-что вспомнить, а кое-что вы узнаете впервые. Итак…
II. Сказка о трех силах.
Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом.
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел. Ещё бы! Ведь только она была его причиной. (Сила Тяжести подбрасывает мяч).
Сила Упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины).
Сила Трения любила наблюдать за тем, Как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения зажигает спички и бенгальские огни).
Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству.
Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять.
Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством.
Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?
Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание.
Гравитон: Говори, говори, деточка, ситуация-то безвыходная!
Сила Тяжести: Крибле-крабле-бумс!!!
Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон!
Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!
Ведущий: Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала!
Баба Яга: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария.
Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь!
Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях, ребята из восьмого класса не дадут соврать, конвекция, т.е. циркуляция воздуха невозможна! Теплые слои не поднимаются вверх и не перемешиваются с холодными, а теплопроводность воды чрезвычайно плохая и прогревается она невероятно долго. А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет!
Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет!
Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон!
Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!
Министр связи: Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк. Сплошные бедствия!
Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может ты попробуешь? (Сила Трения: читает заклинание).
Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали?
Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед.
Автотранспортным происшествиям числа нет!
Ведущий: Ваше Величество, к вам суперпуперфотомодель пожаловала. Можно автограф?
Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мой клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!!
Плотник: Ваше Величество, король Гравитон! Ваш трон распадается, ведь все гвозди и винты выскакивают из него! Сила Трения то их не держит больше!
Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости.
Сила Упругости читает заклинание.
Ведущий: Действие силы упругости прекратилось и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация.
Акробат: Я очень люблю прыгать на батуте, это так здорово! Батут подбрасывает тебя вверх, и на несколько секунд ты испытываешь состояние невесомости. Но без Силы Упругости все это стало невозможным!
Боксер: Я увлекаюсь боксом, но без тренировочной груши не могу поддерживать свою спортивную форму. Эта груша возвращается в исходное положение благодаря Силе Упругости, так что без этой силы я тренироваться не могу!
Игрок в бадминтон: А я люблю играть в бадминтон! Сила Упругости заставляет волан возвращаться назад после удара о ракетку. Без Силы Упругости занятия моим любимым спортом стали невозможны.
Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости!
Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит.
Дворник: Беда! Беда! Дворец под землю проваливается! Он на земле стоял только благодаря Силе Упругости! А упругость-то исчезла! Караул!
Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю-ка я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости – приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия!.
11 класс поет песню на мотив «Восьмиклассница».
Узнаешь не один закон,
Узнаешь кто такой Ньютон,
А мы уж это все прошли давно!
Упругость, сила трения
И где найти терпение,
Что б это все понять и полюбить!!!
О – о – о – о, надо лишь учить!
О – о – о – о, чтобы просто жить!!!
Ты говоришь, что у тебя
По физике стоит трояк,
Ты знаешь, я могу тебя понять.
Ты говоришь из-за тебя
Там кто-то получил синяк.
Учись, ведь это физики закон опять.
О – о – о – о, надо лишь учить!
О – о – о – о, чтобы просто жить!!!
III. Брейн – ринг.
1. Категория «Имена».
1) Угадай имя ученого по подсказкам:
- К нему обращались «сер».
- Его называют отцом классической механики.
- Он автор закона всемирного тяготения.
- В его честь названа единица измерения силы. (Исаак Ньютон).
2) Требуется угадать ученого по его портрету. (Галилео Галилей) Чем он знаменит?
3) Кого Пушкин называл «Первым русским университетом»? (М.В. Ломоносова).
4) Архимед, Курчатов, Лобачевский, Ньютон, Лебедев, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли.
Кто из этих ученых физики? (Архимед, Курчатов, Ньютон, Лебедев, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли).
5) Чьими именами названы улицы Казани? (Курчатов, Лобачевский).
2. Категория «Задачи».
1) Плотность половинки силикатного кирпича из которого построена наша школа 2,2 г/см3. Какова плотность целого кирпича?
2) В 1722 году Казань посетил великий русский царь Петр I. В честь его приезда был построен Петропавловский собор. Путешествовал царь на галере, которая за 30 минут преодолевала расстояние 12 км, какова была ее скорость?
3) В 1897 году на сцене казанского театра играл известный артист Василий Качалов. Он любил наш город и часто прогуливался по его улочкам. На дорогу от дома до театра артист тратил 20 минут. Какова была его скорость, если он преодолевал расстояние 1,5 км. Мало кто знает, что настоящая фамилия артиста была Шверубович. В 1949 году русскому драматическому театру было присвоено имя Качалова.
4) Определите массу воды в нашем классном аквариуме, если его размеры 20´50´35см. (35кг).
5) Определите по графикам скорость тела и путь, пройденный им за 10с. Приложение 2. (I: v=3м/с, S= 30м. II: v=0,2м/с, S= 5м).
3. Категория «Эксперимент».
1) Определить плотность пластилиновой фигурки. (Для этого надо вылепить из нее параллелепипед, измерить его V и разделить на него массу. Масса 20,5г, объем 15 см3, плотность 1,4 г/см3).
2) Имеется бутылка с широким горлышком, прикрытым бумагой. Сверху кладут монетку. Если резко дернуть лист, то монетка падает точно в горлышко бутылки. Почему? (По инерции. Монетка сохраняет свою нулевую скорость).
3) Республика Татарстан славится большими запасами нефти. Первая промышленная нефть была получена на Шугуровском и Бавлинском месторождениях в июле 1943 года. Определите плотность татарстанской нефти при помощи мензурки и весов с разновесами. (Стеклянный стаканчик 34г, стеклянный стаканчик с нефтью 75г, нефть 41г, плотность нефти 0,82г/см3).
4)
На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь…(Велосипед).
Каковы траектории движения точек, расположенных на ободе колеса и на раме, относительно земли?
5) Определите диаметр проволоки из которой изготовлен электромагнит. (Размеры малых тел определяется методом рядов).
4. Категория «Явления».
1) «Черный ящик». Загадка: ни рыба, ни мясо. Ответ: соленый огурец. Вопрос, на каком явлении основана засолка огурцов? (Диффузия).
2) «В гостях у сказки» Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег с которого прыгал. Почему это невозможно? (Скорость тел меняется только при взаимодействии).
3) «Как с гуся вода», «Отрезанный ломоть обратно к хлебу не приставишь». У этих пословиц одно и то же физическое объяснение. Какое? (Молекулы жира и воды, а так же двух ломтей не взаимодействуют).
4) Как можно пронести воду в решете? (Заморозить воду). Что происходит с молекулярной структурой при замораживании?
5) Выберите из списка физические явления:
- запотевание стекол очков;
- скисание молока;
- плавление парафина;
- молния;
- переваривание пищи в желудке;
- превращение воды в пар;
- подгорание пищи;
- горение газа в плите;
- нагревание электрической плиты.
(1,3,4,6,9).
6. Категория «Физические величины».
1) Скорость, молекула, инерция, плотность, весы, диффузия, объем, килограмм. Какие из перечисленных терминов являются физическими величинами? (Скорость, плотность, объем).
2) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная единица измерения?
Весь век идет Еремушка
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.(Часы, время, секунда).
3) Каждая физическая величина является количественной мерой какого-либо свойства или явления. Мерой чего является масса. (Масса – мера инертности).
4) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная единица измерения?
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.(Медицинский термометр, градусник, температура, градус Цельсия).
5) Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? Какие физические величины мы сравниваем? (Спрашивая, что легче, мы сравниваем массы, а они одинаковые. А вот объемы этих тел сильно отличаются, т.к. отличаются плотности).
6. Категория «Ребусы».
IV. Подведение итогов, награждение победителей медалями. (Приложение 3)
Литература:
- Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
- Перышкин А.В. Физика 7. Москва «Дрофа», 2001.
- Семенова Т.Д., Камалеева А.Р. Сборник задач по физике с историческим материалом города Казани и Республики Татарстан. Казань, 2005.
- Тихомирова С.А., Богородицкая И.А. Мир физики в художественной литературе. Москва НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, 1988.