Интегрированный урок "Счастливый случай"

Разделы: Внеклассная работа


Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств физического и интеллектуального развития личности ребенка.

Игра требует максимальной отдачи, учит быстро ориентироваться в изученном материале, логически мыслить, быстро принимать решения и нести ответственность перед командой.

Предлагаю интегрированную интеллектуальную игру для учащихся 9-х классов “Счастливый случай”. Эта игра, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, географии, литературы, истории, представляет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, воспитывает у них культуру общения, доброжелательность, чувство коллективизма, взаимовыручки, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, помогает осознать необходимость всестороннего развития собственного интеллекта.

В игре участвуют две команды по шесть человек. Каждая команда придумывает название и эмблему. Игра включает семь геймов. Критерии оценки указаны в каждом гейме. Оценивает работу команд жюри. В его состав входят учащиеся старших классов, преподаватели.

I гейм. РАЗМИНКА

Командам предлагается 15 вопросов из области химии, биологии, литературы, истории, музыки. Какая из команд ответила первая правильно – получает два балла. В случае неправильного ответа у другой команды появляется шанс получить дополнительное очко.

  1. Какова основная цель алхимии? (Получение серебра, золота из неблагородных металлов.)
  2. В какой стране был изобретен черный порох? (Китай.)
  3. Кутубская колонна сделана из чистого железа более 1500 лет назад. Ее высота 7 метров, вес 6 тонн, на ней до сих пор нет ни единого пятнышка ржавчины. Где стоит (в стране) эта колонна? (Индия.)
  4. Где впервые зародилось искусство бальзамирования трупов? (Древнем Египте.)
  5. Какому врачу принадлежат слова: “Настоящая цель не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств”? (Парацельс, XVI век.)
  6. Пристли в 1774 году заметил, что при нагревании оксида ртути (II) выделяется газ, если к нему поднести свечу, пламя вспыхнет ярче. Он назвал свой газ “обесфлогистоженным воздухом”. Какой газ открыл Пристли? (Кислород.)
  7. Название какого цветка состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (Незабудка.)
  8. Что означает “икебана”? (Живые цветы.)
  9. В каком органе человека воды содержится 99%? (Стекловидное тело глаза.)
  10. Какую культуру насильственно заставляли выращивать в хозяйствах России, а теперь она самая распространенная в стране? (Картофель.)
  11. Национальной эмблемой какой страны является цветок хризантемы? (Япония.)
  12. В каком произведении Ж. Верна подробно описывается эвкалиптовый лес? (Дети капитана Гранта.)
  13. Кто написал книгу “Кладовая солнца”? (М.М. Пришвин.)
  14. Плоды какого растения могут поддержать жизнь организма человека, если добавить к этой диете только воду? (Авокадо содержит 30% жира, 1,5% белков, все известные витамины.)
  15. Какой композитор очень точно передал голос птицы степных районов? (Глинка, “Жаворонок”.)

II гейм. ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ

Ведущий: нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы способны “задеть” самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка…

Итак, задания командам. Ведущий зачитывает легенды о цветах каждой команде. За правильный ответ команда получает три балла.

1 команда: Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” - молоко и “актус” - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала легенда. (Подснежник.)

2 команда: В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан.)

1 команда: Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, что эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш.)

2 команда: Ее родина - Персия. Существует легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды опустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень.)

III гейм. ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ

Ведущий: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? И так, каждая команда получает ориентир. За правильный ответ команда получает один балл.

1 команда: Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда находиться в направлении к югу от дерева или пня.)

2 команда: Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)

1 команда: Вам стал попадаться подорожник. (Значит, где-то рядом тропа.)

2 команда: Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север и где юг? (Самая спелая ягода расположена на юге.)

IV гейм. ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ

Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы угадать прогноз погоды на завтра. За правильный ответ команда получает один балл.

1 команда:

Багряные зори…(к ветру).

Утром туман стелется по воде…(к хорошей погоде).

Дым столбом…(к морозу).

Утром на траве роса…(дождя не будет).

2 команда:

Длинные сосульки…(к затяжной зиме).

Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет…(холодным).

Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки…(будет ясно).

Сильно пахнут цветы акации…(к дождю).

V гейм. ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ

Каждая из команд получила предварительное домашнее задание: приготовить 5 вопросов команде соперника.

Команды поочередно задают вопросы друг другу. За правильный ответ команда получает три балла.

VI гейм. ЗАЩИТА ПЛАКАТОВ “ЗАЩИТИМ ЗЕЛЕНУЮ ПЛАНЕТУ”

Для участия в этом конкурсе приглашаются по два ученика от каждой команды.

За 5 минут они должны нарисовать плакат на экологическую тему, а затем его представить. Максимальная оценка – десять баллов.

VII гейм. БЛИЦ-ГЕЙМ

Каждой из команд предлагаются вопросы. Время на ответы – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1 команда:

  1. Какое растение дает лучший мед? (Липа.)
  2. название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
  3. Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотел.)
  4. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
  5. Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина.)
  6. Где раки зимуют? (В норах по берегам рек и озер.)
  7. Какая самая крупная летающая птица? (Дрофа, лебедь.)
  8. Какая самая мелкая птица? (Колибри.)
  9. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
  10. Какая птица иногда кричит как “драная кошка”? (Иволга.)
  11. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
  12. Назовите хищные растения? (Росянка, мухоловка.)
  13. Косой ли заяц? (Нет.)
  14. У кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или свиньи? (Одинаково.)
  15. У какого животного цвет жира зеленый? (Крокодил.)

2 команда:

  1. Какая змея самая большая? (Анаконда.)
  2. Кто сильнее лев или тигр? (Тигр.)
  3. Какая змея плюется? (Кобра.)
  4. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  5. У какого животного самый большой язык? (У муравьеда.)
  6. Какого цвета хамелеон? (Разного.)
  7. Какая самая высокая трава? (Бамбук.)
  8. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Передние.)
  9. Сколько ног у паука? (Восемь.)
  10. Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, рябчик.)
  11. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
  12. Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)
  13. Что ест зимой жаба? (Ничего, спит.)
  14. Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет водой. (Тигр.)
  15. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи.)

Слово жюри. Подведение итогов игры. Награждение победителей