Время проведения: 2-й урок по теме “Конструирование и моделирование плечевого изделия”
Цели урока:
- Учебная: ознакомить учащихся с особенностями цельнокроеной конструкции и приёмами конструирования;
- Развивающая: развивать пространственное мышление, наблюдательность и самостоятельность в работе;
- Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности;
ОУУН: Развивать графическую культуру, логическое мышление. Развивать умение выполнять сравнение и делать несложные теоретические и практические выводы по результатам сравнения.
Задачи урока:
- Знакомство учащихся с видами и фасонами одежды с цельнокроеными рукавами.
- Обучение построению основы конструкции изделия с цельнокроеными рукавами.
Основные понятия: цельнокроеный рукав, чертёж, выкройка.
Учебно-наглядные пособия: инструкционные карты, манекен, швейные изделия с цельнокроеным рукавом, слайды, видеофрагменты.
Тип урока: комбинированный
Структура урока
№ | Структурные элементы | Деятельность преподавателя | Деятельность ученика |
1 | Целевая установка | Сообщение темы и разъяснение целей урока | Восприятие объяснений преподавателя, запись |
2 | Актуализация знаний | Устный опрос | Самостоятельная работа, закрепление знаний об измерении фигуры |
3 | Мотивация | Постановка проблемной задачи, необходимость её решения | Осознание необходимости усвоения знаний |
4 | Сообщение нового материала | Рассказ. | Восприятие, обсуждение, дополнение, конспектирование |
5 | Закрепление изложенного материала | Инструктаж, целевые обходы рабочих мест. | Практическая работа: - Строят чертёж плечевого изделия - Производят раскрой изделия на ткани - Выводы - Тест на проверку полученных знаний |
6 | Подведение итогов | Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания | Рефлексия |
7 | Планируемый результат | формирование знаний об особенностях
цельнокроеной конструкции Развитие пространственного мышления формирование навыков построения чертежа плечевого изделия |
|
8 | Оргрефлексия | Анализ своих действий |
План урока (2 урока по 40 минут)
- Организационный момент (1 мин)
- Сообщение темы и цели урока (1 мин)
- Проверка домашнего задания (3 мин)
- Сообщение нового материала (10 мин)
- Физкультурная минутка (1 мин)
- Объяснение задания (3 мин)
- Практическая работа (выполнение и оформление задания) (45 мин). Во время выполнения задания проводится физ. минутка
- Выполнение теста (10 мин)
- Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (5 мин)
Ход урока
“Всяк сошьёт, да не всяк скроит”.
Пословица
1. Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест
2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске). Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа ночной сорочки. В ходе урока вы познакомитесь с видами и фасонами женской плечевой одежды, изготовленной на основе выкройки ночной сорочки. Научитесь рассчитывать конструкцию и строить чертёж ночной сорочки. От чертежа или выкройки зависит внешний вид готового изделия и удобство в носке. Процесс построения выкройки самый сложный и ответственный при пошиве одежды. “Всяк сошьёт, да не всяк скроит” - гласит народная пословица. В ходе урока каждая ученица должна построить чертёж ночной сорочки в М 1:4, выполнить макет сорочки из ткани в М 1:4. В конце урока – небольшой тест на закрепление знаний по теме конструирование швейных изделий
3. Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, мерках и прибавках для построения чертежа, ученикам предлагается задание у доски (4 человека):
- Показать на манекене измерения фигуры
- Написать на доске буквенные обозначения мерок и прибавок, дать пояснение
- Прочитать чертёж швейного изделия
- Ответить на вопрос: какую одежду называют плечевой? Определить размер лифа
Остальные учащиеся наблюдают за выполнением задания, определяют его правильность и указывают на ошибки, если они будут допущены.
4. Основой ассортимента женской одежды и одежды для девочек является лёгкое платье. Оно состоит из лифа, юбки и рукавов. С конструкцией юбки вы познакомились в прошлом учебном году. В этом году вы сможете сшить себе изделие без вытачек с цельнокроеным рукавом.
Конструкцию лифа определяет покрой, который в свою очередь зависит от покроя рукава. Существует несколько видов покроя рукава: втачной рукав, рукав покроя реглан, цельнокроеный рукав. Приложение 1
Особенность цельнокроеной конструкции состоит в том, что на чертеже рукав вычерчивают вместе с полочкой и спинкой. То есть полочка (спинка) с рукавом составляют одну деталь. Поэтому лиф в изделиях с цельнокроеными рукавами всегда имеет мягкую форму. Первоисточником цельнокроеных рукавов является туникообразная народная одежда, в которой плечевой шов отсутствовал, а вместо него был сгиб ткани. Приложение 1
Туника (по Ожегову) – 1) В Древнем Риме: длинная одежда, носимая под тогой; 2) Лёгкое женское платье прямого покроя. Приложение 1
(Доклад учеников на тему “Особенности конструкции народной одежды”, демонстрация фрагмента фильма “Одиссей” с целью показа туникообразной одежды).
Такой крой нашёл применение и в современной одежде. Существует большое разнообразие форм и силуэтов женской одежды такого кроя: ночные рубашки, халаты, платья, блузы, плащи, куртки. Приложение 1
- Что характерно для изделий с цельнокроеным рукавом? (вопрос учащимся)
Такой вариант кроя обеспечивает свободное перемещение руки в горизонтальное положение, а при опущенной руке под проймой образуются мягкие складки. Изделия такого кроя очень удобны в носке, скрывают недостатки фигуры, легко шьются, не требуют подгонки по фигуре.
В зависимости от моды и применяемой ткани, цельнокроеные рукава могут быть: от очень широких до умеренно узких.
Для изделий с цельнокроеным рукавом рекомендуются мягкие, хорошо драпирующиеся ткани.
Яркими поклонницами туникообразной одежды можно назвать примадонну нашей эстрады – А.Б. Пугачёву и Э.С. Пьеху.
Для пошива изделия нам нужна выкройка. Изготовление выкройки – процесс кропотливый и очень важный. Необходимо представлять, из каких деталей будет состоять ваше швейное изделие, как плоские детали, вырезанные из ткани, будут создавать объём фигуры человека. Разработкой чертежей на швейном производстве занимается художник-конструктор. Профессия эта древняя и очень интересная. Лучшими художниками конструкторами были и остаются французские мастера. При создании конструкции они пользуются расчётным методом и методом наколок. По наколкам когда-то работали портные по всей Европе. На манекене при помощи пальцев и булавок создавали проект будущей формы модели. Этот метод до сих пор остаётся наилучшим при создании особо сложных конструкций и драпировок. Мы будем пользоваться более современным и простым методом для построения выкройки – расчётным.
5. Физкультминутка
6. Сегодня мы строим чертёж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Чертежи полочки и спинки в изделии с цельнокроеным рукавом одинаковые, различаются только вырезом горловины. Схема построения чертежа лифа делится на три основных этапа: построение базисной сетки чертежа, построение горловины, построение рукава. Приложение 1
- Что представляет собой базисная сетка и для чего она нужна? (вопрос учащимся)
Базисная сетка определяет габариты нашего изделия – его длину и ширину. Всё дальнейшее построение ведётся внутри базисной сетки.
Практическая работа: Построить чертёж ночной сорочки.
Оборудование: альбомный лист, масштабная линейка, карандаш, ластик.
Порядок выполнения работы:
- В инструкционной карте провести необходимые расчёты по своим меркам;
- Построить чертёж выкройки на альбомном листе в М 1:4, подготовить и вырезать выкройку;
- Произвести раскрой ткани по готовой выкройке (М 1:4);
- Нарисовать эскиз получившейся модели, дать описание модели;
- Сделать вывод.
7. Выполнение и оформление задания.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- Обход с целью проверки начала выполнения работ;
- Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;
- Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
- Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
Закрепление пройденного материала. Тест. Приложение 1
1. Какой размерный признак влияет на ширину ночной сорочки:
А) Сг
Б) Ди
В) Дст
Г) Ст
2. Установить соответствие между условными обозначениями и названием размерных признаков:
1) полуобхват тали | а) Ди |
2) полуобхват груди | б) Ст |
3) обхват плеча | в) Оп |
4) Длина изделия | г) Дтс |
5) длина спины до талии | д) Сг |
3. По какому размерному признаку определяют размер плечевой одежды:
А) Ст
Б) Ди
В) Сг
Г) Оп
4. Какая расчётная формула определяет ширину базисной сетки чертежа ночной сорочки:
А) Сб:2+Пб
Б) Ст:2+Пт
В) Сг:2+0,5Пг
Г) Сш:3+1
Д) Оп:2+Поп
5. Размерные признаки делят пополам при записи:
А) обхват плеча
Б) длина изделия
В) ширина плеча
Г) полуобхват груди
Д) полуобхват талии
6. Чертёж швейного изделия строят в масштабе:
А) 1:1
Б) 1:16
В) 4:1
Г) 1:4
9. Анализ работ учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания.
Домашнее задание: нарисовать эскиз ночной сорочки, халата, дать описание.