Тестовые задания по физике по теме "Постоянный электрический ток"

Разделы: Физика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение темы “Постоянный электрический ток” направлено на достижение следующих целей:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • обеспечить усвоение основных понятий и законов электрической цепи,
  • объяснить получение расчётных эквивалентных схем для электрических цепей различных электротехнических устройств,
  • раскрыть назначение отдельных элементов электрических цепей.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • развить умение проводить анализ электрической цепи, выбирать наиболее рациональный метод расчёта,
  • отличать простую электрическую цепь от сложной,
  • понимать причины возникновения переходных процессов в электрических цепях,
  • применять методы, законы для расчёта параметров электрических цепей, измерять их и обрабатывать результаты измерений,
  • предвидеть результаты своих действий,
  • представлять реальные диапазоны изменения характеристик электрической цепи.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • способствовать воспитанию ответственного и компетентного отношения к труду,
  • воспитывать аккуратность и дисциплинированность.

Всё это необходимо при дальнейшем изучении программного материала по физике.

Степень овладения изучаемым материалом обозначают уровнем:

I. Знание фактов, понятий и принципов – на уровне воспроизведения;

II. Применение знаний для решения несложных задач – на уровне применения по образцу;

III. Интегрирование знаний для решения более сложных задач – на уровне применения в изменённой ситуации или на творческом уровне, когда требуется объяснить незнакомое явление.

Тест среди различных методов проверки знаний позволяет более объективно выявить уровень усвоения, он позволяет наиболее полно охватить проверкой учебный материал, определить причину недостатков в знаниях учащихся. Но какой бы ни была форма проверки и оценки знаний – это стрессовая ситуация для учащегося. Психологи убедительно доказали, что игровые методики проведения учебных занятий позволяют поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечивают естественную психологическую разрядку, пробуждать творческую активность.

Игра – способ активизации мыслительной деятельности, она создаёт ситуацию успеха, позволяет преодолеть страх и скованность.

Предлагаемый тест по теме “Постоянный электрический ток” разработан по мотивам известной телевизионной игры “Как стать миллионером”, которая пользуется популярностью у подростков. Данный тест можно применить для проверки как в индивидуальном порядке, раздав на уроке различные варианты, так и в массовом, сформировав две – три команды учащихся, а материал теста вывести на экран через проектор.

Итоговый тест по теме: “Постоянный электрический ток”

ОПИСАНИЕ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

ЦЕЛЬ – итоговая аттестация учащихся по изучению темы: “Постоянный электрический ток”.

СТРУКТУРА – работа состоит из 15 заданий с выбором ответа. Работа в целом проверяет уровень подготовки учащихся в рамках “обязательного минимума содержания образования” на основании государственного образовательного стандарта.

Число выборочных ответов к каждому заданию – 4, верен только 1. Общее время выполнения работы – 45 минут.

Соотношение заданий в работе по видам учебной деятельности, проверяющие:

3 – усвоение базовых понятий;

3 – способность анализировать изменения в электрической цепи;

2 – применять законы Ома на качественном уровне;

3 – использовать законы в изменённой или новой ситуации;

1 – знание назначения элементов электрической цепи;

1 – применять закона Ома на расчётном уровне.

2 – способность анализировать режим работы электрической цепи.

Три варианта тестов содержатся в приложении.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА (для учащихся):

  1. Для выполнения отводится 45 минут.
  2. Работа состоит из 15 заданий, к которым предлагается четыре варианта ответа, среди которых правильный только один.
  3. Каждый вопрос имеет “цену”, то есть количество баллов, присвоенных ему.
  4. При выполнении теста вы можете воспользоваться один раз каждый из трёх видов подсказок:
    • воспользоваться учебником, конспектом;
    • попросить убрать два неверных ответа;
    • помощь учителя, консультанта, болельщиков (в зависимости от формы проведения).
  5. Победителем или выполнившим тест на “4” и “5” считается учащийся, который набрал не менее 750000 баллов – это оценка “4”, 1000000 баллов – это оценка “5”, от 500000 до 750000 баллов – оценка “3”.
  6. Значения в задачах физических параметров переводите в Международную систему единиц (СИ).
  7. При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
  8. Задания можно выполнять в любом порядке, по мере выполнения заданий заполняйте таблицу:
Ф.И. Учащегося

№ варианта

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Вариант ответа                              

Методика оценки результатов теста.

Методика оценки результатов теста основана на основании “Требований к уровню подготовки учащихся начального профессионального образования”, которые являются составной частью Федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

Итоговая работа ограничена заданиями, проверяющими сформированность у учащихся именно тех знаний и умений, которые очерчены этими требованиями.

Поэтому, учащиеся, которые набрали от 500000 баллов – до 750000 баллов получают оценку “3”, от 750000 баллов до 1000000 баллов оценку “4”. Победителем игры считаются учащиеся, набравшие 1000000 баллов. В качестве награды, поощрения можно применить различные способы. Например, назначить главным консультантом, отметить на общеучилищной линейке и т. д.

Проверка правильности выполнения и оценка результатов производится путем сравнения таблицы ответов учащегося с эталоном варианта:

Вариант №1

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итого
Вари-ант ответа С С Д С С А В С С В В Д В В В % выпол-нения теста
Цена вопро-са 10 тыс 20 тыс 30 тыс 40 тыс 50 тыс 50 тыс 100 тыс 150 тыс 200 тыс 200 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс Сумма баллов

Вариант №2

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итого
Вари-ант ответа В А В С В Д Д С А С Д А С В Д % выпол-нения теста
Цена вопро-са 10 тыс 20 тыс 30 тыс 40 тыс 50 тыс 50 тыс 100 тыс 150 тыс 200

тыс

200 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс Сумма баллов

Вариант №3

№ зада-ния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итого
Вари-ант ответа В С А Д С А Д В Д А А С А Д В % выполнения теста
Цена вопро-са 10 тыс 20 тыс 30 тыс 40 тыс 50 тыс 50 тыс 100 тыс 150 тыс 200 тыс 200 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс 250 тыс Сумма баллов

Из эталонных таблиц видно, что учащийся для получения оценки “5” может не приступать к выполнению заданий уровня I, т.е. каждый из участников тестирования может выбрать свой путь к победе.

Для учителя особенно ценно то, что он по результату выполнения может сразу видеть, на каком уровне произошло усвоение учебного материала, и на каком этапе изучения у каждого произошел “сбой”, т.е. речь идет об индивидуальном подходе и построении для каждого учащегося своей программы изучения последующих тем предмета.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.М. Белоусова, О.В. Толчеев “Преподавание электротехники”, М., 1988 г.
  2. Частоедов Л.А. “Электротехника”, М., 1989 г.
  3. Г.В. Ярочкина, А.А. Володарская “Электротехника” Рабочая тетрадь, М., 2000г.
  4. Новиков П.Н., Кауфман В. Я. “Задачник по электротехнике”, М., 2003 г.
  5. И.П. Исаев “Беседы об электрической железной дороге”, М., 1989 г.
  6. Е. Седов “Занимательно об электронике”, М., 1989 г.
  7. Панфилов В.А. “Электрические измерения”, М. 2004 г.
  8. Евдокимов Ф.Е. “Теоретические основы электротехники”, М., 1999 г.
  9. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике под редакцией Разумовского В.Б., М., 1996 г.
  10. “Оценка качества подготовки выпускников по физике”, М., 2001 г.