Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о причастии.
Задачи урока:
- Закрепить умения отграничивать причастие от других частей речи.
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление.
- Закреплять приемы запоминания.
Ход урока
1. Вводная беседа.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
(В.Даль)
Презентация. (Cлайд № 1)
- Как вы понимаете слова В.Даля ?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочную страну (слайд № 2).
“Приглаголию”, в которой царствует всемогущий господин Глагол. Править страной помогает ему верная госпожа Прилагательное. У них растет дочь, замечательная белокурая девочка с поразительно длинными ресницами. Зовут ее Причастие. (Слайд №3)
Часто, наблюдая за играми принцессы, господин Глагол задавал себе один и тот же вопрос: “Что же повлияло на формирование характера его дочери?”
- Помогите господину Глаголу ответить на этот вопрос.
- Докажите, что при формировании характера Причастие заимствовало некоторые черты отца (глагольные признаки), а некоторые – матери (признаки прилагательного). (Слайд № 4)
2. Работа с текстом. (Слайд № 5,6)
- Однажды утром, перед учебными занятиями, принцесса Причастие прогуливалась вдоль берега моря.
“Вдруг мохнатые сизые тучи, словно разбитая испуганная стая птиц, низко пронеслись над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивал их в в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывал и метал, громоздя в причудливые очертания. Тяжко вставали свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катились в мглистую даль.
Потом все затихло. И море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло неподвижно вдали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебрящееся, оно слилось там с синим небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. Кажется, что небо, все ниже наклоняющееся над морем, желает понять, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползающие на берег”
- Назовите причастия, встретившиеся в тексте.
- К какой части речи в предложении относится причастие?
- Укажите род, число, падеж использованных в тексте причастий, обозначьте их окончание.
- Над действительными причастиями в тексте надпишите букву Д, над страдательными – С.
- В чем разница между действительными и страдательными причастиями?
- Каким членом предложения являются причастия?
- Найти в тексте причастные обороты. Изобразите их графически.
- Дайте полную характеристику причастию.
3. “Экзамены”. (Слайд №7)
Принцесса Причастие посмотрела на часы. Пора в школу. Ведь у нее сегодня экзамены, которые устраивал господин Глагол. Его очень интересовали знания по истории родственных связей “ причастие – глагол” и “причастие – прилагательное”, а еще в его планы входило выяснение уровня грамотности дочери.
“Первое испытание” (слайд № 8)
Записать слова в два столбика: прилагательное – причастие.
Ломающий, ломкий, поджаристый, бегущий, сладкий, уставший, золотой, позолоченный, вязкий, вяжущий.
- Выделите суффиксы у причастий.
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд № 9)
“Второе испытание” (слайд № 10)
Выбрать из 3 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком. Ответ обоснуйте.
- Действительное причастие: читаемый, принятый, видевший.
- Страдательное причастие: думающий, слышимый, варивший.
- Причастие прошедшего времени: привыкающий, высказавший, поднимаемый.
- Причастие, образованное от переходного глагола: указанный, прыгавший, убежавший.
- Причастие настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий.
- Причастие, образованное от глагола I спряжения: стелющий, просящий, уносящий.
“ Третье испытание”. (Слайд № 11)
Вставить пропущенные буквы.
Печ_ный, дума_щий, изуча_мый, плач_щий, вид_мый, вяза_ый, груж_ный.
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ ( слайд № 12)
“Четвертое испытание” (слайд № 13)
Игра “Слышу-вижу”
(Учитель произносит причастие, показывая на картинке существительное, с которым связано причастие, учащиеся должны запомнить словосочетания, а потом записать их).
Спеющий - (виноград) (слайд № 14)
Собранные - (грибы) (слайд № 15)
Упавшие - (листья) (слайд № 16)
Смеющийся - (ребенок) (слайд № 17)
Падающий - (снег) ( слайд № 18)
- Запишите словосочетания, которые запомнили. Составьте предложение с причастным оборотом с одним из словосочетаний.
4. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд № 19 )- Какова роль причастия в русском языке?
- Оцените свою работу на уроке.
5. Домашнее задание.
- Составить рассказ на тему “ Осень в лесу”, используя предложения с причастным оборотом.