Цель: развитие речи у детей, на основе беседы по картине «Дружная семейка на птичьем дворе».
Задачи:
- Обучающие: продолжить формирование понятийного аппарата у детей: семья, курочка-мама, петушок-папа, цыплятки-детки, курятник, времена года, признаки времени года, хозяюшка, курочка-рябушечка, птичий двор.
- Развивающие:
- продолжить развитие речи у детей на основе беседы по картине «Дружная семейка на птичьем дворе»;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины;
- развивать умение вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- учить употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около), согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; активизировать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Воспитательные:
- продолжить формирование коммуникативных навыков у детей на основе беседы друг с другом и воспитателем, формирование умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы и сравнивать на основе увиденного;
- сформировать целостность мировоззрения на основе увиденного на картине – «птичий двор»;
- создать игровые ситуации, способствующие формированию доброты и доброжелательности;
- побуждать участвовать в инсценировке потешки;
- закрепить знания о петушке, курочке, цыплятах.
Активизация: курочка, петушок, цыплята, кукарекает, пищат.
Обогащение словаря: курочка-рябушечка, квохчет.
Развивающая среда: картина «Дружная семейка на птичьем дворе»; шапочки для инсценировки: курочки, цыплят; ведерко, кружка, «волшебная палочка»; картинки с изображением петуха, курочки и цыплят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Картинка на невысокой доске или на фланелеграфе, закрыта ватманом, на котором нарисован дом с открывающимися окнами. Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дети! Вы хотите узнать, кто живет в этом домике? Тогда отгадайте загадку:
Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре
«Ку-ка-ре-ку» я закричу
Разбудить ребят хочу.
– Как вы догадались, что это петух?
– Что нужно сделать, чтобы петух выглянул из
окошка? (Позвать его).
– Сначала назовите петуха ласково. (Петушок).
– Вспомните, мы читали сказку «Кот, петух и лиса».
Как лиса выманивала петушка? Какими словами?
Давайте позовем петушка таким же ласковым
голоском, как у лисы.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Петушок – мягкая игрушка. Выглядывает из окошка).
Петух: (воспитатель изменяет голос) Ку-ка-ре-ку! Кто же это зовет меня? (Крутит головой) Здравствуйте, детишки!
Дети здороваются.
– Я очень люблю горох. Вы принесли мне горошек?
Воспитатель: Детки, давайте накормим петушка. Насыпьте себе на ладошку горошек (показать движения) и дайте поклевать петушку. (Петушок «клюёт» из ладошек детей.)
Петух: Спасибо, ребята, накормили вы меня. А я ведь к вам пришел с сюрпризом. Но сначала отгадайте загадки:
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица).
Воспитатель: Как ласково позвать
курицу? Что она делает? (Квохчет).
– Как она это делает? (Квох-квох, квох)
Дети повторяют звукоподражание.
Петух: Следующая загадка:
Желтый, маленький комочек
Очень любит червячков.
Черный глазик, острый клювик,
Дога дались кто таков? (Цыпленок)
Воспитатель: Как еще ласково можно
назвать цыпленка? (Цыпленочек).
– Цыпленок – один, а когда их много, как назвать? (Цыплята,
цыплятки).
– Как цыплята разговаривают? (Пи-пи-пи).
Петух: Какие вы молодцы, ребятишки! И вот вам мой сюрприз… (открывает картинку) Я дарю вам эту картинку!
Воспитатель: Какое волшебное слово нужно сказать за подарок? (Спасибо).
Воспитатель: Спасибо тебе, петушок, за подарок.
Петух: У вас, дети, очень хорошо, но мне нужно идти к семье. Меня ждут курочка с цыплятками.
Дети прощаются с петушком и приглашают его снова в гости.
Воспитатель: Какая красивая картина! Вам нравится? Давайте её рассмотрим вместе.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Какое время года
изображено на картине? (Лето).
– Как вы догадались? (Зеленая трава, цветы,
ярко светит солнышко.)
– Назовите всех, кого видите на картине.
– Как зовут деток курицы?
– Что они делают? (Гуляют по двору. Мама-курица
учит цыплят искать себе еду, копать лапками
червячков, искать зернышки, щипать травку, пить
водичку.)
– Что еще делает мама-курица? (Она охраняет
цыплят, чтобы их никто не обидел.)
– Как разговаривает мама-курица с цыплятами? (Ко-ко-ко)
– Как отвечают цыплята маме?
– Как можно назвать курочку за то, что она
заботится о своих детках? (Заботливая).
– Какая курочка-мама? (Добрая, ласковая,
заботливая).
– Как зовут папу цыплят?
– Где сидит петух? (На заборе).
– Что он делает?
– Как разговаривает?
– Кто ухаживает за петушком, курочкой и
цыплятами? (Хозяюшка).
– Как ухаживает за ними хозяюшка? (Кормит, поит,
меняет подстилку в домике, чтобы было чисто и
сухо.)
– А как называется домик, где живут курочка с
семьей? (Курятник).
– Когда они прячутся в курятнике? (Ночью, когда
начинается дождь, когда чего-нибудь испугались).
– Какую пользу приносит курочка хозяевам?
– А раз курочка, петушок и цыплята живут с домом
человека и приносят людям пользу, значит, как мы
их назовем: дикие или домашние птицы?
– Что умеют делать курочка, петушок и цыплята? (Кукарекать,
пищать, кудахтать, ходить, бегать, клевать.)
– А теперь давайте с вами поиграем.
Превращу я вас в «цыпляток и курочку».
«Волшебной палочкой» дотронуться до головки
каждого ребенка, приговаривая: Катя-цыпленок,
Егор-цыпленок и т.д.
– Теперь вы – цыплятки, а курочка … (называю
имя ребенка)
– Цыплятки бегите на полянку (зеленый ковер)
и внимательно наблюдайте за мамой-курочкой.
«Курочка» берет ведерко и идет на «речку», нарисованную на листе ватмана.
Воспитатель: Курочка-рябушечка, куда ты идешь?
Курочка: На речку.
Воспитатель: Курочка-рябушечка, зачем ты идешь?
Курочка: За водичкой.
Воспитатель: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Курочка: Цыпляток поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.
Дети-цыплята: Пи-пи-пи…
Курочка поит деток из кружечки. Детки-цыплята благодарят курочку: «Спасибо, мамочка!».
Воспитатель: Теперь наши цыплятки
превращаются в ребяток. (Опять с помощью
«волшебной палочки»).
– Подойдите ко мне. Про каких домашних птиц мы
сейчас разговаривали и рассматривали картину?
– Про петушка (на магнитной доске выставляю
картинку петушка).
– Как он разговаривает?
– Про курочку-рябушечку (дети сами выставляют
картинки).
– Про деток-цыпляток.
– Расскажите, еще стихотворение про петушка,
порадуйте его.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?