Проект "Воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Теперь я постиг, как создать лучших людей: пусть вырастают на вольном ветру, спят и едят вместе с землей…

Уолт Уитмен

Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

Для решения этой важной проблемы в работе с детьми я выбрала проектную деятельность.

Тема проекта “Воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе” выбрана не случайно. Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому главная цель проекта - разработать систему работы с детьми по формированию у них любви к природе, уважительного отношения к ней, расширение знаний о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Проект представляет собой работу по двум направлениям:

  • работа с детьми,
  • работа с родителями.

По каждому из направлений определены цели и задачи, конкретные мероприятия и сроки их реализации.

В результате проделанной работы я хочу видеть своих детей добрыми, терпеливыми, трудолюбивыми и милосердными, умеющими восхищаться красотой природы, а их родителей - экологически грамотными. Искренне надеюсь, что реализация проекта принесет большую пользу воспитанникам и родителям.

Результатом проекта будут:

  1. Выставка рисунков и поделок детей, воспитателей, родителей, а также совместных работ.
  2. Постановка “Как дети природу спасали”.
  3. Создание “Дерева добрых дел”.
  4. Цветочная клумба “Солнышко”.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Название: “Воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе”.

Цель: Разработать систему работы с детьми по воспитанию у них любви к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширение знаний о природе.

Задачи курсового проекта:

  • необходимость взаимосвязи экологического с эстетическим, трудовым и нравственным;
  • включенность родителей в жизнь детского сада;
  • трудовое воспитание детей на более качественном уровне;
  • разработка игр, наглядных пособий, занятий по теме.

Задачи работы с детьми:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе;
  • уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников по отношению к природе;
  • развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного, обогащение знаний и впечатлений о природе;
  • воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
  • учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
  • воспитание эстетических чувств;
  • воспитание любви к природе, Родине;
  • укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;
  • способствовать формированию и поддержанию семейных традиций;
  • развитие творчества, воображения, мышления, внимания.
  • способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Участники проекта:

  • дети средней и старшей группы;
  • родители , воспитатели

Охватить детей, не посещающих детский сад.

Срок реализации проекта - 1 год.

ПЛАН РАБОТЫ с детьми старшей группы детского сада “Золотая рыбка” при МОУ “Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики” по воспитанию эмоционально- ценностных отношений к природе

№ п/п

Мероприятия Время проведения
1. Экскурсия в середине осени.

Цель: выявить роль человека в природе; понять, как растения подготовились к зиме; научиться различать деревья по силуэтам.

2. “Листвы прощальная краса”

(занятие по развитию речи)

3. Чтение “Зачем деревья сбрасывают листья”

“Зачем дереву корни?”

“В маленьком семени – большое растение”

(цикл познавательных занятий)

4. Поиграем. Игры:

“Осенние слова”

“Кто больше назовет действий”

5. Создание “Дерева добрых дел”

6. Рисование “Падают, падают листья”

7. Выставка картин (с приглашением детей, не посещающих детский сад)

8. Работа на участке. Подготовка почвы для клумбы.

ОСЕНЬ
1. Зимняя экскурсия.

Цель: показать, что природа не погибает, а как бы засыпает; понять, что почки являются настоящими листьями, спящими до весны; научиться различать деревья по силуэтам; понять, как растения приспособились переносить суровые условия зимы; уточнить роль снега для растений.

2. “Зима. Скоро, скоро Новый год!” (занятие по развитию речи)

3. Поиграем. Игры:

“Кто больше?”

“Слова родственники”

4. Экологическая акция “Ёлочка – зелёная иголочка” (с приглашением детей, не посещающих детский сад)

5. Рисование “Зимний лес”

6. Зимняя экскурсия “Птицы зимой”

7. Аппликация “Ёлочки” (коллективная работа)

8. Рисование “Снег, снег кружится, белая вся улица”

9. Выставка картин.

ЗИМА
1. Весенняя экскурсия

2. “Весна” (занятие по развитию речи)

3. “Птицы прилетели!”

4. Поиграем. Игры:

“Весенние слова”

“Подбери слово”

5. “По тропинке в лес пойдем”. Беседа в начале весны.

6. Занятие “Как рождается дождь” (журнал “Обруч”) (24 марта – Всемирный день воды)

7. Представление “Как дети природу спасали” (с приглашением детей, не посещающих детский сад)

8. Выставка поделок из бросового материала (с приглашением детей, не посещающих детский сад)

9. “Дерево добрых дел” подводит итоги.

10. Высевание рассады цветов для клумбы “Солнышко”

11. Рисование одуванчиков

12. Оформление клумбы, высадка рассады

ВЕСНА
1. Организация работы по уходу за посадками (прополка, рыхление, полив)

2. Конкурс фотографий

“Дети и цветы”

“Дети и природа”

3. Изготовление конвертов для сбора семян

Л Е Т О

Работа с детьми проводится посезонно, в течение года: осенью, зимой, весной и летом. В каждое время года предусмотрены: экскурсии, беседы, занятия по развитию речи, чтение художественной литературы (цикл познавательных занятий), игры, занятия по изобразительной деятельности, аппликация, работа на участке (осенью, весной и летом).

Предусмотрены следующие мероприятия: выставка картин, экологическая акция, театрализованное представление “Как дети природу спасали”, выставка поделок из бросового материала, конкурс фотографий. Создается “Дерево добрых дел”

ПЛАН РАБОТЫ с родителями детей детского сада “Золотая рыбка” при МОУ “Новошимкусская средняя школа Яльчикского района Чувашской Республики” по привлечению к участию в проекте “Воспитание эмоционально-ценностных отношений детей старшей группы к природе”

№ п/п Мероприятия Время проведения
1.

2.

3.

Анкетирование родителей

Ярмарка идей

Привлечение к спонсорской помощи (семена цветов)

СЕНТЯБРЬ
1.

2.

Привлечение родителей к изготовлению поделок из бросового материала (Ярмарка идей)

Привлечение родителей к благоустройству детского сада

МАЙ
1. Участие в уходе за саженцами ИЮНЬ - АВГУСТ

ДЕРЕВО ДОБРЫХ ДЕЛ

В группе нарисовать или поставить “Дерево добрых дел”. К нему заготовить листочки (листочки готовятся детьми на занятиях по изобразительной деятельности или конструирования), на которых пишутся имена детей и совершенные ими добрые дела. Пусть дети сами повесят свой листик на это дерево.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ “ЕЛОЧКА – ЗЕЛЕНАЯ ИГОЛОЧКА”

Цель: Формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Проведение циклов наблюдений за елью (на участке дошкольного учреждения).
  2. Развешивание плакатов в защиту живых елей в общественных учреждениях.
  3. Общение с жителями по вопросам сохранения живых елей.
  4. Новогодний праздник в детском саду вокруг искусственной елки.
  5. Обход территории села Новые Шимкусы. Цель: посчитаем, сколько елочек выбросили после Нового года.
  6. Украсим живую елочку на участке детского сада.
  7. Новогодний праздник вокруг живой ели на участке (проводится после Нового года).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Игра “Осенние слова”

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

- Какими словами можно сказать об осени? Какая она?

(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, печальная, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, “очей очарованье”, пестрая)

- Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?

(задумчивый, унылый, тихий, золотой, багряный, красочный…)

- Деревья осенью какие?

(красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, яркие, голые)

- Листья осенью какие?

(разноцветные, желтые, желто-красные..)