Модуль к обобщающему уроку "Сумма углов треугольника"

Разделы: Математика


Модуль обучения – комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Сущность её состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем и создаёт условия для самостоятельной познавательной творческой деятельности, обеспечивающей развитие и личностный рост учащихся.

Цель Продолжить формирование понятий о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника, свойства сторон в прямоугольном треугольнике, развивать приемы учебной деятельности.
Учащиеся должны знать Теоремы о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника, 2 следствия из этих теорем.

Чему равен катет прямоугольного треугольника, лежащего напротив угла 30°.

Учащиеся должны уметь Применять теорию при решении задач.
Общие учебные умения и навыки Сравнение, умение делать выводы.
Педагогические технологии Модульное обучение.
Контроль Самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.

Такая форма работы позволяет слабоуспевающим ученикам прослушать алгоритм решения примера или задачи от своего соседа и самому, затем рассказать решение другого аналогичного задания. Работа в парах способствует лучшему пониманию и закреплению изученного на уроке. При этом не только отрабатывается техника решения, но и формируются коммуникативные навыки, способности анализировать, планировать, контролировать действия.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передаёт детям (взаимо- и самоконтроль) в процессе отработки материала по разработанным учителем критериям.

Это позволяет создать условия для аналитической творческой деятельности учащихся, сформировать умения говорить на математическом языке, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Этапы урока.

Этапы урока Название этапов Время
УЭ-0 Ознакомление с темой урока, постановка целей. 1 мин.
УЭ-1 Входной контроль. 4 мин.
УЭ-2 Сумма углов треугольника. 10 мин.
УЭ-3 Физпауза. 3 мин.
УЭ-4 Внешний угол треугольника. 10 мин.
УЭ-5 Прямоугольный треугольник. 10 мин.
УЭ-6 Подведение итогов. 2 мин.

Этапы урока построены по степени сложности от простого к сложному. Устные задания чередуются с письменными решениями. Удачно вставленная физпауза в середине урока, связанная непосредственно с темой урока, где отвечая на вопрос, надо правильно выбрать теловращение: либо это хлопки руками над головой, либо это топанье ногами.

В этом модуле проверяются знания по трем темам.

  1. Сумма углов треугольника.
  2. Внешний угол треугольника.
  3. Прямоугольный треугольник.

И в каждой теме от простого к сложному, и есть задания и для слабого и для сильного учеников. На каждом из этих этапов проверяется теория в коллективной работе т.е. в парах и дальше идет индивидуальная работа по решению задач. На таких уроках присутствует еще и дух соперничества – как можно больше заработать баллов и получить хорошую оценку.

На таком уроке целесообразно использовать компьютер с мультимедийным сопровождением или графопроектор с заготовленными слайдами. Это позволит сэкономить время, и дети будут знать свои ошибки.

Цели урока.

Обучающие

  1. Проверить с помощью модульной технологии теоретические знания и практические навыки и умения раздела геометрии по теме “Сумма углов треугольника”.
  2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них.
  3. Закрепить формулы решением задач.

Развивающие

  1. Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач.
  2. Развивать навык работе в парах.
  3. Развивать навык самостоятельной работы.
  4. Развивать логическое мышление при решении задач.
  5. Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство ответственности.
  2. Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
  3. Воспитывать сознательное отношение к учению.
  4. Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
  5. Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
  6. Формирование у учащихся познавательного интереса к геометрии.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран, на парте у каждого ученика лежат технологическая карта (Приложение 1), кроссворд “Разгадай меня” (Приложение 2), лист 1 и лист 2 с задачами по вариантам (Приложение 3) и тест по теме “Прямоугольный треугольник” на 2 варианта (Приложение 4). На обратной стороне технологической карты находятся приложения № 1, № 2, № 3 с ответами (Приложение 5).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем применять теоретические знания к решению задач. Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – говорил выдающийся математик Д.Пойа.

Перед вами лежат технологические карты по которым вы отправитесь в плавание по морю под названием “Сумма углов треугольника” и как пройдет ваше плавание зависит только от вас. В добрый путь!. Приложение 1

Учащиеся читают задания и начинают работать по технологическим картам.

После решения кроссворда, учащиеся вместе с учителем проверяют ответы и за правильно отгаданное слово ставят себе 1 балл. Приложение 2

На втором этапе решение задач с карты можно проверить в приложении (для тех, кто решает быстро) или же на экране с учителем. А вот решение задачи с листа №1 проверяет только учитель. Приложение 3. Эта задача рассчитана на более сильного ученика и оценивается в 3 балла.

Третий этап – физпауза. Дети встают из-за парт. Отвечая правильно на устные вопросы выбирают движение телом. Приложение 6

Работа в четвертом и пятом этапе проходит аналогично работе во втором этапе. Приложение 3, 4

На шестом заключительном этапе подводится итог урока. Учащиеся подсчитывают свои баллы по всем этапам и по критериям оценок выставляют себе оценку. Приложение 5. В зависимости от оценки записывают в дневники домашнее задание и отвечают на вопросы учителя. По поднятым рукам можно выявить процент успешности учеников и урока в целом.

Рекомендации.

Учитель на уроке это организатор и он должен быть на шаг вперед учеников, предвидеть все нюансы, в том числе и подглядывание нечестных учеников в приложения.

Перед итоговым повторением можно провести зачет, в который входит не только практические задачи, но и теория. Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить её полное системное знание.

Разработку этого модуля можно менять как для сильного, так и для слабого класса, изменяя при этом задачи.

Задания, этапы урока разнообразны по тематике и интересны, по сути.