Модуль обучения – комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Сущность её состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем и создаёт условия для самостоятельной познавательной творческой деятельности, обеспечивающей развитие и личностный рост учащихся.
| Цель | Продолжить формирование понятий о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника, свойства сторон в прямоугольном треугольнике, развивать приемы учебной деятельности. |
| Учащиеся должны знать | Теоремы о сумме углов треугольника,
внешнем угле треугольника, 2 следствия из этих
теорем. Чему равен катет прямоугольного треугольника, лежащего напротив угла 30°. |
| Учащиеся должны уметь | Применять теорию при решении задач. |
| Общие учебные умения и навыки | Сравнение, умение делать выводы. |
| Педагогические технологии | Модульное обучение. |
| Контроль | Самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя. |
Такая форма работы позволяет слабоуспевающим ученикам прослушать алгоритм решения примера или задачи от своего соседа и самому, затем рассказать решение другого аналогичного задания. Работа в парах способствует лучшему пониманию и закреплению изученного на уроке. При этом не только отрабатывается техника решения, но и формируются коммуникативные навыки, способности анализировать, планировать, контролировать действия.
В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передаёт детям (взаимо- и самоконтроль) в процессе отработки материала по разработанным учителем критериям.
Это позволяет создать условия для аналитической творческой деятельности учащихся, сформировать умения говорить на математическом языке, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Этапы урока.
| Этапы урока | Название этапов | Время |
| УЭ-0 | Ознакомление с темой урока, постановка целей. | 1 мин. |
| УЭ-1 | Входной контроль. | 4 мин. |
| УЭ-2 | Сумма углов треугольника. | 10 мин. |
| УЭ-3 | Физпауза. | 3 мин. |
| УЭ-4 | Внешний угол треугольника. | 10 мин. |
| УЭ-5 | Прямоугольный треугольник. | 10 мин. |
| УЭ-6 | Подведение итогов. | 2 мин. |
Этапы урока построены по степени сложности от простого к сложному. Устные задания чередуются с письменными решениями. Удачно вставленная физпауза в середине урока, связанная непосредственно с темой урока, где отвечая на вопрос, надо правильно выбрать теловращение: либо это хлопки руками над головой, либо это топанье ногами.
В этом модуле проверяются знания по трем темам.
- Сумма углов треугольника.
- Внешний угол треугольника.
- Прямоугольный треугольник.
И в каждой теме от простого к сложному, и есть задания и для слабого и для сильного учеников. На каждом из этих этапов проверяется теория в коллективной работе т.е. в парах и дальше идет индивидуальная работа по решению задач. На таких уроках присутствует еще и дух соперничества – как можно больше заработать баллов и получить хорошую оценку.
На таком уроке целесообразно использовать компьютер с мультимедийным сопровождением или графопроектор с заготовленными слайдами. Это позволит сэкономить время, и дети будут знать свои ошибки.
Цели урока.
Обучающие
- Проверить с помощью модульной технологии теоретические знания и практические навыки и умения раздела геометрии по теме “Сумма углов треугольника”.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них.
- Закрепить формулы решением задач.
Развивающие
- Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач.
- Развивать навык работе в парах.
- Развивать навык самостоятельной работы.
- Развивать логическое мышление при решении задач.
- Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению.
Воспитательные
- Воспитывать чувство ответственности.
- Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
- Воспитывать сознательное отношение к учению.
- Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
- Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
- Формирование у учащихся познавательного интереса к геометрии.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран, на парте у каждого ученика лежат технологическая карта (Приложение 1), кроссворд “Разгадай меня” (Приложение 2), лист 1 и лист 2 с задачами по вариантам (Приложение 3) и тест по теме “Прямоугольный треугольник” на 2 варианта (Приложение 4). На обратной стороне технологической карты находятся приложения № 1, № 2, № 3 с ответами (Приложение 5).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем применять теоретические знания к решению задач. Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – говорил выдающийся математик Д.Пойа.
Перед вами лежат технологические карты по которым вы отправитесь в плавание по морю под названием “Сумма углов треугольника” и как пройдет ваше плавание зависит только от вас. В добрый путь!. Приложение 1
Учащиеся читают задания и начинают работать по технологическим картам.
После решения кроссворда, учащиеся вместе с учителем проверяют ответы и за правильно отгаданное слово ставят себе 1 балл. Приложение 2
На втором этапе решение задач с карты можно проверить в приложении (для тех, кто решает быстро) или же на экране с учителем. А вот решение задачи с листа №1 проверяет только учитель. Приложение 3. Эта задача рассчитана на более сильного ученика и оценивается в 3 балла.
Третий этап – физпауза. Дети встают из-за парт. Отвечая правильно на устные вопросы выбирают движение телом. Приложение 6
Работа в четвертом и пятом этапе проходит аналогично работе во втором этапе. Приложение 3, 4
На шестом заключительном этапе подводится итог урока. Учащиеся подсчитывают свои баллы по всем этапам и по критериям оценок выставляют себе оценку. Приложение 5. В зависимости от оценки записывают в дневники домашнее задание и отвечают на вопросы учителя. По поднятым рукам можно выявить процент успешности учеников и урока в целом.
Рекомендации.
Учитель на уроке это организатор и он должен быть на шаг вперед учеников, предвидеть все нюансы, в том числе и подглядывание нечестных учеников в приложения.
Перед итоговым повторением можно провести зачет, в который входит не только практические задачи, но и теория. Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить её полное системное знание.
Разработку этого модуля можно менять как для сильного, так и для слабого класса, изменяя при этом задачи.
Задания, этапы урока разнообразны по тематике и интересны, по сути.