Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма.
Задачи:
- Создать условия для закрепления навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса.
- Познакомить учащихся с понятием “ансамбль”, значением колорита в одежде.
- Создать условия для привития интереса к русской народной культуре.
Оборудование:
- наглядные пособия с изображением двух видов костюмов,
- куклы в костюмах.
- презентация.
- медиапроектор.
Этапы урока.
- Организационная часть.
- Введение в тему урока.
- Сообщение темы урока.
- Рассказ учителя.
- северный тип костюма.
- южный тип костюма.
- головные уборы.
- мужской тип костюма.
- вышивка, обереги.
- Практическая работа учеников.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. - Ребята, послушайте отрывок из сказки. Описание какого литературного героя дано и во что он одет? Слайд №2.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстки,
На ногах красные сапожки.
“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.
В чем одета старуха?
(душегрейка, на голове кичка)
- Знакома вам эта одежда? В какое время её носили?
Ответы детей.
3. Сообщение темы урока.
Слайд № 3.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одеждой, которую носили ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки.
Слайд № 4.
- Посмотрите на рисунки. Чем эта одежда отличается от современной?
- Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и красивой. Крестьянам много приходилось работать. А когда приходил праздник, он был для них радостным и желанным. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ёе шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство.
4. Рассказ учителя
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Слайд № 5.
Женский костюм на Севере и на Юге нашей страны отличался.
(Демонстрация рисунков.)
Слайд № 6.
Основой женского народного костюма была рубаха. И на Севере и на Юге её шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой.
Слайд № 7, 8.
Северный костюм.
В северных и центральных губерниях девушки и женщины носили сарафан. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой.
На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Слайд № 9.
На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой.
По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник из нарядной ткани, украшенный вышивкой.
Слайд №10
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы.
Слайд № 11,12.
Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.
Слайд № 13-20.
Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями
В разных местах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок.
Форма кокошника разнообразная.
Рисунки сарафанов разного цвета.
Ткань для одежды окрашивали в разные цвета. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов.
-Как вы думаете, что означает этот цвет ткани?
(Тепло, праздник, радостное настроение.)
Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.
Голубой цвет был символом неба и молодости.
Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.
Вышивка.
Еще раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту?
Одежда украшена вышивкой. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.
Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.
Мужской костюм. Слайд № 21.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой.
5. Костюм и современность.
-В нашей современной жизни где встречаются элементы русского костюма?
(сарафаны, рубахи со стоячим воротником. Артисты выступают в народных костюмах. Художники-иллюстраторы одевают главных героев русских сказок в национальные костюмы.)
6. Практическая работа учеников.
Инструктаж. Слайд № 22.
У вас на партах лежат бумажные куклы. Я предлагаю, объединившись в пары, выступить в роли модельеров и совместно создать эскиз русского костюма для кукол. В какой последовательности будем работать?
Этапы работы:
- выбрать вариант костюма;
- построить общую форму костюма;
- наметить места украшений и орнамента;
- определить колорит (цвет) костюма;
- выполнить в цвете работу.
7. Подведение итогов.
Просмотр работ.
- Какой вид костюма вы выбрали?
- Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
О чем вам может рассказать русский народный костюм?