Разработка занятия по спецкурсу "Развитие интеллектуальных способностей" для 3-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Закрепить умения составлять умозаключения.
  2. Развивать мыслительные процессы: внимание, память, наблюдательность.
  3. Развивать быстроту реакции, логическое мышление, речь учащихся.

Оборудование. Индивидуальные карты для учеников, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка цели.

Внимание и память нам нужны, друзья.
Без них решить задачу не можешь ты и я.
И быстрая реакция нужна, чтобы успеть
Задания все выполнить, при этом не робеть.

2. Разминка.

Разминка.

а) По двум словам восстановить пословицу.

Шило – мешок
Камень – течёт
Кататься – саночки

Шило в мешке не утаишь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) Составить умозаключения со словами “если”, “то”.

Например.

Если круговорот веществ замкнут не полностью, то…(условия в экосистеме постепенно меняются.)

в) Найти закономерность, нарисовать недостающий силуэт.

   
 
Разминка

а) По двум словам восстановить пословицу.

Дело – смело
Труда – пруда
Семь – один

Кончил дело, гуляй смело.

Без труда, не вынешь рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, один раз отмерь.

б) Составить умозаключения со словами “если”, “то”.

Например.

Если бурого медведя разбудить зимой, то он… (он опасен для окружающих.)

в) Найти закономерность, нарисовать недостающий силуэт.

 
 
Разминка.

а) По двум словам восстановить пословицу.

Коса – камень
Лес – дрова
Язык – дело

Нашла коса на камень.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Не спеши языком, торопись делом.

б) Составить умозаключения со словами “если”, “то”.

Например.

Если жимолость кустарник, то лиственница …(дерево.)

в) Найти закономерность, нарисовать недостающий силуэт.

 

3. Развитие зрительной памяти.

а) Назвать героев сказок. Ученики закрывают глаза. Учитель меняет героев местами: 3 –для группы С, 5 – для группы В, 7 – для группы А.

Буратино, Незнайка, Красная Шапочка, Лев Чандр, Карабас Барабас, Пират, Доктор Айболит,

Мышонок Пик, Ёжик, Иван Царевич.

б) Найти различия.

в) В течение 15 секунд ученики смотрят на следующие слова и пытаются запомнить их вместе с порядковым номером. Через указанное время учитель задаёт вопросы.

1. север
2. герой
3. погода
4. жёлтый
5. дорога

  • Каких слов больше – с пятью или шестью буквами?
  • Чему равна сумма букв в последних двух словах?
  • Правда ли, что к третьему слову подходят следующие прилагательные: ненастная, дождливая, солнечная?
  • Назовите все слова, в которых ударным является первый слог.
  • В каком из этих слов есть слог из слова огород?
  • Подберите к слову под №5 имена прилагательные.
  • Придумайте предложение, где слово под № 3 являлось бы подлежащим.
  • Придумайте однокоренные слова к прилагательному.

Физминутка.

По одному человеку из команды уходят за дверь. Команды меняются местами.

Вернувшиеся дети должны вернуть всех на места.

4. Развитие слуховой памяти.

а) Учитель громко и отчётливо прочитывает ряд чисел. Ученики должны записать запомнившиеся числа.

  • 1  5  7  11  14  18  21  29  30  35   37  41
  • 73  49  64 83  71  62  29  38  93  74  97

б) Учитель громко и отчётливо прочитывает ряд слогов. Ученики должны записать запомнившиеся слоги.

  • до  ра  ли  ну  ме  ду  ва  ля   фо  зю  ге  ши
  • гор  бом  мук  зар  нок  кос  фор   син  зум  канн  дом

5. Развитие наблюдательности.

а) Ответы на вопросы скрываются в выделенных словах, в некоторых случаях надо поставить отгаданное слово в начальную форму.

Кто покраснел, увидев завтрак?

Сколько детей из Магадана приехали на зимние каникулы в Севастополь?

Какую настольную игру нельзя разбить молотком?

б) Восстановите имена сказочных героев.

ЛЕБЖОНЕКАС (Белоснежка)

КУСЕГОРЧАН (Снегурочка)

ШАКЕРУБАЧ (Чебурашка)

а) Ответы на вопросы скрываются в выделенных словах, в некоторых случаях надо поставить отгаданное слово в начальную форму.

Как называется пчелиная семья, от которой едва убежал наш герой?

С кем однажды девочка Маша пошла в лес?

Кто купил колбасу в магазине?

б) Восстановите имена сказочных героев.

ШУЛОКАЗ (Золушка)

АЛЬМВАИН (Мальвина)

НУАТБИОР (Буратино)

а) Ответы на вопросы скрываются в выделенных словах, в некоторых случаях надо поставить отгаданное слово в начальную форму.

Что потерял на дороге олень?

На какой планете растёт земляника?

Из чего были сделаны розы на торте в Кремле?

б) Восстановите имена сказочных героев.

САРОЛНК (Карлсон)

ЧАТЯПОК (Пятачок)

ЛЕЯМЕ (Емеля)

6. Итог занятия.

Какое задание было самым трудным?

Какие познавательные процессы сегодня мы тренировали?

7. Рефлексия.

Нравиться ли тебе работать в группе?

Доволен ли ты собой?

Чего на занятии было больше: ты помогал ребятам, они помогали тебе?

Приложение