Цели:
- совершенствование навыков чтения;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- мышления, памяти, воображения;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
- рисунки снежинок и сочинения учащихся,
- карточки с названием “зимнего” ветра разной силы.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Монологическая речь дежурного учащегося о состоянии погоды текущего дня.
II. Игра-ассоциация “Пойми меня”.
Учитель. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “зима”?
Ученики. Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, санки, мороз, сосулька, оттепель, снежки, снеговик, метель, вьюга и другие.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Вы много назвали “зимних” слов. Но есть ли среди них одно слово, без которого для нас с вами зима не зима?
Ученики. Снег.
Учитель. Какова ваша реакция на первый снег?
Ученики. Поднимается настроение.
Хочется быстрее на улицу.
Хочется играть в снежки, лепить снеговика.
Срочно надо доставать санки, лыжи.
Надо обновить новую зимнюю одежду.
Учитель. Наблюдал ли кто-нибудь из вас, как реагируют животные на первый снег?
Ученики. Боятся выходить из дома кошки.
Собаки с любопытством озираются по сторонам.
Куры с удовольствием клюют снег.
Опытные кошки сначала пробуют снег лапой, а потом осторожно идут по своим тропам, оставляя следы на снегу.
Учитель. Давайте с вами вспомним ранее изученное стихотворение Л.Дьяконова “Щенок и снег”.
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам во двор?
А, может, это птичий пух
Летит через забор?
Он пасть раскрыл – и снегу хвать –
И стал задумчиво жевать.Жуёт, жуёт, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лёг.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…
IV. Проверка домашнего задания.
Учитель. Наш коллектив состоит из нас с вами. А снег из чего складывается?
Ученики. Из снежинок.
Учитель. Мы вчера с вами были на экскурсии и наблюдали за полётом выбранной вами снежинки, ловили её и рассматривали. Вашим домашним заданием было описать полёт снежинки и нарисовать её.
Давайте организуем “парад” снежинок и послушаем ваши сочинения.
(Учащиеся становятся в круг, на вытянутых руках держат иллюстрации снежинок и медленно (или быстро) передвигаются по кругу.)
V. Продолжим работу своими воспоминаниями о снежинке. В прошлом году мы учили стихотворение А. Пришельца “Снежинка”. Давайте его вспомним (читает один из учащихся по желанию).
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!Я любуюсь и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадёт под сапоги кому-то!Я тянусь к ней доброю ладонью:
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони – долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
Учитель. Как автор описывает снежинку? Какая она?
Ученики. Автор описывает снежинку робкой, нежной, хрупкой, весёлой и беззащитной.
VI. Работа над новым материалом (продолжение).
Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым стихотворением. И снова о
снежинке. Написал его русский поэт Константин Бальмонт.
1. Сведения об авторе.
Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт, критик, переводчик. Родился в 1867 году во Владимирской губернии в семье небогатого помещика, на всю жизнь сохранив любовь к деревне. После окончания Владимирской гимназии поступил в 1886 году на юридический факультет Московского университета, откуда был изгнан за участие в студенческих беспорядках и связь с революционным движением. В 1905 году на семь с лишним лет покинул Россию, много путешествовал по миру.
В 1913 году вернулся в Россию.
В 1920 году уехал в командировку и стал эмигрантом.
Бальмонт вёл отсчёт своих многочисленных изданий от сборника “Под северным небом” с 1894 года. Его стихи, как и сам поэт, пользовались оглушительной славой. В 1907 1914 гг. вышло его полное собрание стихов в 10 томах.
Умер поэт в 1942 году в оккупированном немцами Париже. Похоронен в Нуази – ле – Гран, близ Парижа.
2. Знакомство со стихотворением. Беседа по услышанному.
Учитель. А теперь давайте познакомимся со стихотворением К.Бальмонта, которое он написал специально для вас. И называется оно “Снежинка”. (Читает учитель.)
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая.В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Учитель. С каким чувством поэт пишет о снежинке?
Ученики. Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.
Учитель. В каких словах он передал эти чувства?
Ученики. Автор передал свои чувства в словах светло-пушистая, чистая, умелая, смелая, звезда кристальная. В конце стихотворения автор уже не восторгается всем этим.
Учитель. А какие чувства вызывает у вас, ребята, это стихотворение?
Ученики. Чувства радости, восхищения, огорчения, хочется запомнить надолго.
3. Практикум по выработке у учащихся выразительного чтения.
4. Сравнение стихотворения “Снежинка” К. Бальмонта и “Снежинка” А. Пришельца.
Учитель. Чем похожи и чем отличаются стихотворения?
Ученики. Стихотворения похожи тем, что авторы любуются снежинкой, что снежинки стремятся к земле, что они танцуют и им это нравится. А различаются тем, что снежинки по характеру разные: робкая и смелая. А. Пришелец пытается спасти снежинку, но из этого ничего не получается.
VI. Зимние явления природы.
Учитель. Что будет, если соберутся вместе робкие и смелые снежинки, да ещё подружатся с ветром?
Ученики. Тогда мы сможем наблюдать метель, пургу, ураган, буран, вьюгу.
Учитель. Давайте их распределим по силе ветра (к доске прикрепляются карточки с названием явления).
МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН, УРАГАН.
VII. Домашнее задание.
Учитель. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
VIII. Подведение итогов.
Учитель. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
Ученики. Послушали интересные сочинения, понаблюдали за парадом рукотворных снежинок, узнали, что снежинки по “характеру” бывают разные, познакомились с новым стихотворением и автором.