Урок по литературному чтению в 3-м классе. Тема: Константин Бальмонт. "Снежинка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствование навыков чтения;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • мышления, памяти, воображения;
  • воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • рисунки снежинок и сочинения учащихся,
  • карточки с названием “зимнего” ветра разной силы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Монологическая речь дежурного учащегося о состоянии погоды текущего дня.

II. Игра-ассоциация “Пойми меня”.

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “зима”?

Ученики. Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, санки, мороз, сосулька, оттепель, снежки, снеговик, метель, вьюга и другие.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Вы много назвали “зимних” слов. Но есть ли среди них одно слово, без которого для нас с вами зима не зима?

Ученики. Снег.

Учитель. Какова ваша реакция на первый снег?

Ученики. Поднимается настроение.

Хочется быстрее на улицу.

Хочется играть в снежки, лепить снеговика.

Срочно надо доставать санки, лыжи.

Надо обновить новую зимнюю одежду.

Учитель. Наблюдал ли кто-нибудь из вас, как реагируют животные на первый снег?

Ученики. Боятся выходить из дома кошки.

Собаки с любопытством озираются по сторонам.

Куры с удовольствием клюют снег.

Опытные кошки сначала пробуют снег лапой, а потом осторожно идут по своим тропам, оставляя следы на снегу.

Учитель. Давайте с вами вспомним ранее изученное стихотворение Л.Дьяконова “Щенок и снег”.

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам во двор?
А, может, это птичий пух
Летит через забор?
Он пасть раскрыл – и снегу хвать –
И стал задумчиво жевать.

Жуёт, жуёт, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лёг.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель. Наш коллектив состоит из нас с вами. А снег из чего складывается?

Ученики. Из снежинок.

Учитель. Мы вчера с вами были на экскурсии и наблюдали за полётом выбранной вами снежинки, ловили её и рассматривали. Вашим домашним заданием было описать полёт снежинки и нарисовать её.

Давайте организуем “парад” снежинок и послушаем ваши сочинения.

(Учащиеся становятся в круг, на вытянутых руках держат иллюстрации снежинок и медленно (или быстро) передвигаются по кругу.)

V. Продолжим работу своими воспоминаниями о снежинке. В прошлом году мы учили стихотворение А. Пришельца “Снежинка”. Давайте его вспомним (читает один из учащихся по желанию).

Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!

Я любуюсь и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадёт под сапоги кому-то!

Я тянусь к ней доброю ладонью:
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони – долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.

Учитель. Как автор описывает снежинку? Какая она?

Ученики. Автор описывает снежинку робкой, нежной, хрупкой, весёлой и беззащитной.

VI. Работа над новым материалом (продолжение).

Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым стихотворением. И снова о

снежинке. Написал его русский поэт Константин Бальмонт.

1. Сведения об авторе.

Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт, критик, переводчик. Родился в 1867 году во Владимирской губернии в семье небогатого помещика, на всю жизнь сохранив любовь к деревне. После окончания Владимирской гимназии поступил в 1886 году на юридический факультет Московского университета, откуда был изгнан за участие в студенческих беспорядках и связь с революционным движением. В 1905 году на семь с лишним лет покинул Россию, много путешествовал по миру.

В 1913 году вернулся в Россию.

В 1920 году уехал в командировку и стал эмигрантом.

Бальмонт вёл отсчёт своих многочисленных изданий от сборника “Под северным небом” с 1894 года. Его стихи, как и сам поэт, пользовались оглушительной славой. В 1907 1914 гг. вышло его полное собрание стихов в 10 томах.

Умер поэт в 1942 году в оккупированном немцами Париже. Похоронен в Нуази – ле – Гран, близ Парижа.

2. Знакомство со стихотворением. Беседа по услышанному.

Учитель. А теперь давайте познакомимся со стихотворением К.Бальмонта, которое он написал специально для вас. И называется оно “Снежинка”. (Читает учитель.)

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Учитель. С каким чувством поэт пишет о снежинке?

Ученики. Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.

Учитель. В каких словах он передал эти чувства?

Ученики. Автор передал свои чувства в словах светло-пушистая, чистая, умелая, смелая, звезда кристальная. В конце стихотворения автор уже не восторгается всем этим.

Учитель. А какие чувства вызывает у вас, ребята, это стихотворение?

Ученики. Чувства радости, восхищения, огорчения, хочется запомнить надолго.

3. Практикум по выработке у учащихся выразительного чтения.

4. Сравнение стихотворения “Снежинка” К. Бальмонта и “Снежинка” А. Пришельца.

Учитель. Чем похожи и чем отличаются стихотворения?

Ученики. Стихотворения похожи тем, что авторы любуются снежинкой, что снежинки стремятся к земле, что они танцуют и им это нравится. А различаются тем, что снежинки по характеру разные: робкая и смелая. А. Пришелец пытается спасти снежинку, но из этого ничего не получается.

VI. Зимние явления природы.

Учитель. Что будет, если соберутся вместе робкие и смелые снежинки, да ещё подружатся с ветром?

Ученики. Тогда мы сможем наблюдать метель, пургу, ураган, буран, вьюгу.

Учитель. Давайте их распределим по силе ветра (к доске прикрепляются карточки с названием явления).

МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН, УРАГАН.

VII. Домашнее задание.

Учитель. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

VIII. Подведение итогов.

Учитель. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики. Послушали интересные сочинения, понаблюдали за парадом рукотворных снежинок, узнали, что снежинки по “характеру” бывают разные, познакомились с новым стихотворением и автором.