Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны:
- изучить строение к функции дыхательной системы;
- раскрыть сущность процесса дыхания в обмене веществ
Задачи:
- познакомить с сущностью процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращения энергии в организме человека;
- сформировать знания о строении органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и формирования членораздельной речи;
- меры профилактики заболевания голосовых связок.
Оборудование:
- таблицы “Органы дыхания позвоночных животных”, “Воздухоносные пути”; муляжи гортани;
- рельефная таблица “Органы дыхания”.
ХОД УРОКА
I. Домашнее задание стр. 138-139. Ответить на вопросы и выполнить задание. Создание проблемной ситуации и подведение к новой теме. (1 мин.)
Ребята, задержите дыхание на несколько минут. Сколько времени вы можете не дышать? Почему? Так о чем мы сегодня будем говорить? (О дыхании).
Запишите в тетради тему урока “Строение и функции дыхательной системы человека”. (2 мин.).
УЭ – 1 | Цель: определить ваш исходный
уровень знаний о дыхании живых организмов. I. Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы. II. Выполните тестовую работу по теме “Дыхание” Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу. |
Работайте самостоятельно в тетради |
1. Процесс дыхания характерен для:
2. Органы дыхания млекопитающих:
3. Человек вдыхает:
4. В результате процесса дыхания:
|
||
5. В процессе дыхания растения:
6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы, называется:
7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
8. Артериальной называется кровь, которая:
III. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
IV. Проанализируйте ошибки. |
Для того, чтобы вспомнить о дыхании различных организмов, давайте поработаем с тестом.
На доске шифр ответов:
1-а;
2-б;
3-б;
4-в;
5-а;
6-а;
7-б;
8-а. (5 мин.)
Вывод по тесту:
1. Дышат все живые организмы.
2. При дыхании поглощается О2, выделяется СО2.
3. К клеткам и тканям О2 разносится эритроцитами.
4. Кислород необходим для окисления веществ и выделения энергии. (2 мин.)
Какие органы позвоночных участвуют в дыхании? (10 мин.)
Работа учащихся с таблицами “Органы дыхания позвоночных животных”.
Значение дыхания у человека (5 мин.)
УЭ – 2 | Цель: получить представление о
функциях дыхательной системы человека. Прослушайте лекцию учителя по теме: 2Дыхательная система человека” Фиксируйте в тетради основные моменты лекции. |
Делайте записи в тетради |
1. Одному человеку в герметически закрытых помещениях требуется 2м3 воздуха за 1 час.
2. 1846 г. – судно “Мери Сомс” – погиб батальон солдат, укрывавшихся в трюме, хотя судно осталось невредимым.
3. Кислородное голодание > 6 минут приводит к смерти, так как в организме нет запаса кислорода и О2 должен равномерно поступать в организм.
Дыхательные пути по которым проходит О2 внутрь организма, начинаются с носовой полости, затем воздух продвигается по гортани, трахее, бронхам и заканчивает свой путь в легочных пузырьках.
А теперь рассмотрим строение дыхательных путей.
УЭ – 3 | Цель: самостоятельно изучить
строение дыхательной системы человека. I. Прочитайте текст стр. 138-139, учебник “Человек” под ред. Н.И.Сонина, М.Р.Сапина II. Изучите рисунки на стр. 138-139 III. Выполните задания. 1. Рассмотрите рисунок на стр. 141 Назовите отмеченные на них части дыхательной системы:
2. Вставьте в текст пропущенные слова: Дышать нужно через … Носовая полость выстлана…, покрыта многочисленными…, которые задерживают… Клетки носовой полости выделяют…, которая задерживает частички пыли и микробы. IV. Запишите в тетрадь новые слова, объясните их. V. Подготовьте устные ответы на вопросы к тексту учебника (на стр. 140, рубрика “Проверь свои знания”). |
Работайте самостоятельно Работайте в тетради письменно Работайте устно |
Работа в группах: 1 группа – носовая полость; 2 группа – гортань,
3 группа – легкие; 4 группа – экспертная (готовит вопросы для каждой группы). (10 мин.)
Выполнение задания III, IV. (3 мин.). Проверка.
Обсуждение оценок. (2 мин.)