Сатскова В.В. Конспект урока по математике по теме "Единицы длины: километр"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий учащимся для знакомства с новой единицей длины – километром в процессе учебной деятельности.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к “открытию” новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.
  2. Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырёхзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся.

Оборудование:

  • таблица единиц длины;
  • карточки с числами на магнитах для удобства классификации;
  • карточки разрядов для учащихся (индивидуальные);
  • карточки-тесты для учащихся;

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель: – Дети, у вас на столах лежат карточки с названиями разрядов. Запишите в них числа в которых: 8 десятков, 2 сотни (280); 2 сотни, 6 десятков, 2 единицы (262);

5 единиц. 4 десятка, 3 сотни (345); 2 сотни, 3 тысячи, 7 десятков (3270); 7 тысяч, 3 десятка, 2 сотни (7230); 1 единица, 2 тысячи, 3 сотни (2301);

Учитель: – Прочитайте числа, которые записали.

(В процессе проверки чтения и записи чисел, на доске появляются карточки с числами. Дети проверяют правильно ли они записали числа).

Учитель: – По какому признаку можно распределить все числа на две группы?

Дети: – круглые числа, т.е. в разряде единиц 0 и некруглые; – чётные и нечётные; – трёхзначные и четырёхзначные;

Учитель:

– Сколько единиц в числах: 280? (280 единиц) ; 2301? (2301 единица).

– Сколько десятков в числах: 262? ( 26 десятков); 3270? (327 десятков);

– Сколько сотен в числах: 345? (3 сотни); 7230? (72 сотни);

- Сколько единиц тысяч в числах: 280? (0единиц); 7230? (7 единиц тысяч);

Учитель: – Где в жизни мы с вами встречаемся с похожими числами? Для чего они нужны?

Дети: – Считаем предметы, деньги, измеряем массу, длину и т.д. Все измерения записываем числами.

3. Введение в “проблему”.

Учитель: – Помогите разобраться двум рабочим, которые измеряли длину одной и той же дороги между двумя деревнями, чтобы построить новую асфальтированную дорогу.

У одного рабочего её длина получилась такая – 6000 м, а у другого – 6 км. Может ли такое быть? Ведь они измеряли одну и ту же дорогу?

(На доске появляются карточки с числами: 6000м и 6 км)

Дети высказывают свои мнения с доказательством, почему они так считают.

4. Поиск путей решения.

Учитель: – Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав.

- Какие единицы длины мы уже знаем? Запишите их в порядке возрастания.

Дети: – см, дм, м. , а км?

Учитель: – Давайте установим их соотношение. Запишите рядом с числами их соответствие.

1 дм = ----------; В тетрадях у детей: 1 дм = 10 см;
1 м = ---------; 1 м = 10 дм = 100 см;
1 км = ---------; 1 км = ?

- Что можете сказать о новой единице измерения? Она больше или меньше см, дм, м ?

- Что сегодня будем изучать на уроке? Назовите тему урока.

(На доске записывается название темы урока “ Единица длины: километр”).

5. “Открытие” новых знаний.

Учитель: – В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.

Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

(На доске табличка: кило – тысяча )

а) Дети высказывают свои предположения, делают вывод, что 1 км = 1000м.

б) Чтение вывода в учебнике на с.134 № 436.

в) Учитель: – Как определить, сколько километров содержат? 50000м, 7898 м, 3125 м, 2040м?

– Продолжите рассуждение Миши… ( начало рассуждения дано в учебнике).

Дети: – Число 5000 содержит – 5 единиц тысяч , значит, 5000 м = 5 км;

Число 7898 содержит – 7 единиц тысяч 898 единиц , значит, 7898 м = 7 км 898 м;

г) Предлагаются другие числа: 7230 м, 280 см, 2301 м, 345 см; 345 м, 280 м, 3270 м, 262 см.

– Что обнаружили? На что ещё надо обращать внимание?

Дети: – Надо обращать внимание на именование чисел, т.к. см и м меньше километра. В записи некоторых чисел нет единиц тысяч, значит, нет километра.

280 см = 2 м 80 см, 2301 см = 23 м 01 см, 2301 м = 2 км 301 м.

Вывод: Возвращение к проблеме урока. Кто же из рабочих был прав?

(Дети высказывают свои мнения)

- Кто из рабочих записал число для измерения дороги рациональным способом?

- Где применяют запись чисел в километрах?

6. Первичное закрепление.

а) Дополните до 1 км, запись на доске:

999 м + ….. = 1 км;

800 м + ….. = 1 км;

750 м + ….. = 1 км;

980 м + ….. = 1 км;

200 м + ….. = 1 км;

б) Заполните пропуски, запись на доске:

5487 м = ……. км …….м;

4867 см = …….м …….см;

м = …….км…….м;

598 м = …….км ……м ;

в) Найди и исправь ошибки, запись на доске:

м = 5 км 627 м;

7506 м = 7 км 605 м; 7506 м = 7 км 506 м;

см = 3 км 085 м; 3085 см = 30 м 85 см;

см = 30 дм 85 см; 3085 см =308 дм 5 см;

м = 30 км 85м; 3085 м = 3 км 085 м;

7. Самостоятельная работа. Проверка усвоения нового знания.

Тест. Заполните пропуски, чтобы записи были верными (детям выдаются карточки)

м = …..км …..м; 9407 м = 9 км 407 м;
4907 см = …..км ….м ….см; 4907 см = 0 км 49 м 07 см;
м = …..км …..м; 948 м = 0 км 948 м;
5020 м = …..км …..м; 5020 м = 5 км 020 м;

8 . Детям дается домашнее задание.  № 437 (2 строка) , 438.

9. Подводится итог урока.

– Чему учились на уроке?