Цель: формирование экологической культуры.
Задачи:
- познакомить детей с флорой и фауной Читинской области;
- учить видеть влияние человека на природу;
- познакомить детей с Красной книгой.
Оформление: класс оформлен как полянка в лесу: деревья, насекомые, птицы и т. д.
Музыкальная заставка
На фоне музыки ведущий читает стих Аркадия Кулешова
Одна земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны,
Мы как подарок унесем с собою
Ее пригорки , пашни , валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим -
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных садов и луговой росы.
Когда на первом солнцепеке снова
Сугробы плавит молодой апрель,
Пьянеем мы от запаха земного,
И долго не проходит этот хмель.
Вскормила и вспоила нас с тобою
Одна и та же щедрая земля,
Давай же в песне унесем с собою
Ее пригорки, чащи и поля.
Песня Г. Струве “Моя Россия”
Ведущий:
За свою долгую историю у человека не было более верного союзника защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Она даёт нам всё необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растёт зерно, Луга, реки и озёра, разные полезные ископаемые. Люди не могут жить без чистого воздуха, прозрачной воды, свежей зелени, солнечных лучей. Посмотрите вокруг. Посмотрите под ноги: везде жизнь- таинственная и необычная. Она служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы должны её уважать и беречь.
Учащийся:
Мы – хозяева нашей природы –
Мы – хозяева нашей страны.
Все земные богатства народа
Охранять мы надёжно должны.Рыбы любят затоны речные
Птицы – воздух, а звери – леса.
Наши степи – массивы лесные –
Это наша земная краса.Нам моря и озёра знакомы,
Полюбился пшеничный простор.
Мы изучим свои водоёмы
И загадки задумчивых гор.
3. (звучит музыка и на фоне “голос Земли”)
- Здравствуйте, добрые дети ! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.
Учащиеся :
- Земля! Земля! Ты услышала нас?! Ты говоришь с нами?
Земля:
- Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не могу переработать столько мусора, сколько разбросал человек; очистить от дыма и гари воздух. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц…
Учащиеся:
- Земля! Земля! Скажи, что же мы должны делать?! (пауза)
- Молчит! Ребята! Надо действовать самостоятельно.
Учащийся:
- А что делать? С чего начинать? Мы ведь не знаем.
Под музыку песни “Звездная страна” входит Маленький принц.
Маленький принц:
- Здравствуйте, дети Земли!
Ведущий:
- Здравствуй! Я кажется, узнала тебя! Ты тот самый маленький принц, который облетел много планет… Ты будешь жить на Земле?
Маленький принц:
- Нет, каждый должен жить на той планете, на которой родился, которую любит! Я слышал ваш разговор с планетой Земля. Она не может обойтись без вас так же, как и вы не проживете без нее ни секунды.
Ведущий:
- Если ты слышал наш разговор, то может быть, ты нам подскажешь дорогу к спасению?
Маленький принц:
- Это не трудно. Представьте, что ваша Земля не одна большая планета, а целая звездная галактика, которая состоит из многих планет. Я могу помочь вам увидеть эти планеты.
Итак, закройте глаза и представьте, что мы летим.
Ведущий:
- Узнать на какую планету мы прилетели, нам поможет кроссворд.
РИСУНОК 1
р о м а ш к а м а к п о д с о л н у х ц в е т ы б е р ё з а ш и п о в н и к г р и б з е м л я н и к а
- Белый лепесток, посредине - желток.
Какой же это цветок? (ромашка) - Он стоит в одежке, как огонь на ножке,
Станет без одежки шариком на ножке. (мак) - Золотое решето черных домиков полно –
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух) - Нарядные сестренки весь день гостей встречают,
Нектаром угощают. (цветы) - Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. (березы) - Я на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник) - Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо
Ни пройдет, всяк поклонится. (гриб) - Стоит Егорка в красной ермолке., кто
Ни пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)
Ведущий:
- А теперь пора познакомиться с хозяевами этой планеты.
Березка ( девочка в костюме березы):
О, сколько о березе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймешь, по-прежнему поэты
Еще в долгу перед ее красой.
Береза – одно из самых красивых и почитаемых на Руси деревьев. За что, спросите?
Береза – лекарь. Люди используют отвары из почек и листьев. А из древесины изготавливают активированный уголь (показывает таблетки) и деготь, который входит в состав мазей.
Из березы делают посуду, заготавливают веники. И еще много полезных качеств есть у березы, поэтому – берегите меня, я вам еще пригожусь.
Подснежник (мальчик в костюме цветка):
Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи,
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Вы слышали сказку о двенадцати месяцах? Это обо мне. Меня называют еще сон – трава, прострел. Я похож на маленького мохнатого зверька. Чтобы не замерзнуть я отрастил длинные шелковистые волоски. Когда я распускаюсь, то все проснувшиеся бабочки, пчелы летят ко мне. Как и березка, я лечу людей и животных, но я так страдаю из-за своей красоты. Люди любят рвать подснежники. Поэтому мы занесены в Красную книгу.
(Показывает Красную книгу растений)
В эту книгу занесены растения, которые нуждаются в особой защите.
Маленький принц:
- Спасибо, добрые хозяева планеты. Я думаю, что ребята поняли как вам помочь, правда? Кто расскажет?
(ответы детей)
Маленький принц:
- Молодцы! Но нам пора лететь дальше. Закрыли глаза и… оказались на планете Насекомые.
(вбегает ребенок в костюме пчелы, жужжа, делает несколько кругов по залу)
Ведущий:
- Смотрите, ребята, кто это?
Пчела:
- Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы узнали меня. Вы были на планете Растения? Мы - пчелы, тоже там часто бываем. А знаете ли вы, что пчелы живут семьями. Семья состоит из многих тысяч пчел, где у каждой пчелы есть свои обязанности. За лето одна пчелиная семья посещает почти 250 миллиардов цветков. Поэтому пчелы грустят, когда видят людей, рвущих цветы.
Жук:
Я золотистый, маленький,
В земле вожусь весь день.
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень!
Среди нас – жуков, многие питаются растениями. Короеды растут в коре дерева, его личинки проделывают там ходы. Колорадский жук питается листьями картофеля. Но есть и полезные, например, красотел. Он живет на деревьях, охотится за вредными гусеницами. Лесоводы его за это уважают.
Маленький принц:
- Вот видите, удивительное рядом! Нужно сначала хорошо узнать и понять то, что тебя окружает. Пусть каждая ваша встреча с планетами будет для ее обитателей праздником.
Спасибо за гостеприимство, а мы закрываем глаза и отправляемся на следующую планету.
(Планета птиц)
Дятел:
Полетели сверху щепки,
Раздается дробный звук:
Это дятел клювом крепким
Застучал в подгнивший сук.
Я в лесу здесь местный житель
И за лес стою горой.
У меня любой вредитель
Не спасется под корой.
С помощью крепкого клюва дятлы легко добираются до ходов личинок и взрослых насекомых. Наш клюв похож на долото (показывает). А потом длинным клейким, с зазубринами языком, достает насекомых из выдолбленного отверстия. Если в лесу стучит дятел, значит деревья будут здоровы. Недаром же дятла называют “лесным доктором”.
Синица:
Берегитесь, гусеницы,
Непоседу, невеличку,
С желтой грудкой птичку
Как зовут меня?
Правильно, я – синичка. Если дятла зовут “лесным доктором”, то меня “лесной медсестрой”. Я часто работаю с дятлом – выискиваю на деревьях насекомых – вредителей. Знаете ли вы, что синица за сутки съедает столько, сколько весит сама. Зимой я частый гость в вашем поселке. И если, вы, будете угощать меня, то я буду вам очень благодарна и спою песенку.
Учащийся:
- До свидания, обитатели планеты птиц. Мы очень рады будем снова встретиться с вами, а уж подкармливать зимой вас – обещаем!
Маленький принц:
- Но мало знать свою планету, нужно еще и заботиться о ней. Постоянно очищать ее от “вредных баобабов”!
Учащийся:
- Ты ничего не путаешь? У нас в Забайкалье нет баобабов.
Маленький принц:
- У каждой планеты свои “баобабы”! Вот смотрите: это фотографии с вашей планеты. Попробуйте распознать “вредные баобабы”. Сначала их надо узнать, потом очистить от них свою планету!
(Дети рассматривают фотографии и убирают “баобабы” в сторону)
Маленький принц:
- Вы молодцы. Прекрасно справились с этой работой. Но избавить планету от баобабов мало! Надо сделать ее цветущей, поющей га разные голоса. Давайте представим какой будет ваша планета без “вредных баобабов”. А я полетел домой, до свидания, ребята!
Маленький принц уходит, а дети под музыку смотрят слайды
Литература:
- Программа “Маленький принц Земли” М.1997.
- Встреча инопланетян. Познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста.
- Праздник “День рождения планеты”. Автор мне неизвестен.