Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень.
Задачи:
- Познакомить педагогический коллектив с целями и задачами обучения на I и II ступени образования.
- Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
- Выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.
Форма работы:
I. Пленарное заседание.
- Преемственность в образовании. Шаяхметова А.И.
- Психологические условия реализации преемственных связей. Халимова А.Н.
- Цели и задачи начального общего образования. Забегаева С.Г.
- Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах.
II. Работа по секциям.
- Цели и задачи обучения по предметам.
- Основные формы и методы организации занятий.
- Контрольно оценочная деятельность в переходный период.
III. Коррекционные условия адаптации учащихся
Как объясняет нам “Словарь нового педагогического мышления” авт. Безрукова, образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения.
Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. Значительным, наверное, самым большим, временным пространством является школьное образование. Основными целями которого, на современном этапе являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельностных преобразований учеников.
В “школьном” периоде образования существуют три
“болевых” точки учебного процесса:
“запуск” первоклассников;
Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.
На первом этапе, при поступлении в 1 класс схема взаимодействия субъектов образовательного процесса выглядит так:
На этапе перехода в основную школу эта схема значительно усложняется.
Мы видим, что связь между школой и семьей ослабевает, обратная связь учитель – ученик и родитель – ученик так же, и появляются дополнительные факторы воздействия на ученика. Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.
Можно сказать, что о вопросах преемственности мы говорим из года в год, а воз и ныне там. Возникает вопрос: почему эта проблема по-прежнему существует в школе?
Выделим ряд проблем преемственности:
- Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
- Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
- Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
- Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
Сегодня, на нашем педагогическом совете, тема которого “Преемственность в образовании между I и II обучения” мы постараемся ещё раз рассмотреть проблему преемственности и ответить на вопросы:
- на каком уровне содержания образования (теоретическом, учебных программ, педагогической деятельности) эта проблема должна решаться?
- какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании?
- попытаемся выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.
Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования.
Пятиклассники – совершенно особенные. Во многом - по духу своему, интересам, манере поведения – они близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Т.е. пятиклашки “разрываются”. Отсюда:
- снижение показателей обученности;
- снижение интереса к учебе;
- напряженные отношения между собой;
- повышенная тревожность;
- непредсказуемые реакции;
- отстранение от взрослых.
Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности.
И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).
“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием, без решения проблем…
Рассмотрим условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую.
Предлагаю выделить три основных условия:
психологические условия;
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и др.
При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации к новым условиям необходимо учитывать психологические особенности 10 – 12 летних детей, вступающих в подростковый возраст.
(Халимова А.Н.)
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение. И, наконец, корректировать собственную педагогическую деятельность.
Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:
- наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;
- преемственные связи в используемых методах и формах обучения;
- поиск возможностей развития учебного диалога;
- гуманистическая направленность контрольно- оценочной деятельности в адаптационный период.
Работа в группах.
- 1 группа – анализ ГОС по предметам: начального (общего) образования и среднего (общего) образования.
- 2 группа – выработка критерии в подходах к оцениванию ЗУН учащихся.
Вывод:
Таким образом, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.
Поэтому, необходимость соблюдения психологических и педагогических условий очевидна.
Коррекционно-профилактические условия должны рассматриваться через
- управленческий аспект:
- своевременное назначение классных руководителей;
- разработка программы адаптации;
- психологический аспект:
- разработка и внедрение программы психологического сопровождения пятиклассников;
- организация коррекционных занятий;
- проведение психолого-педагогической диагностики;
- педагогический аспект:
- “круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников;
- совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов;
- посещение учителями предметниками уроков в 4-х классах и учителями начальной школы уроков в 5-х классах;
- воспитательные аспект:
- разработка модели “запуска” пятиклассников;
- организация КТД ;
- организация игр для активного взаимодействия;
- организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся.