Цели:
- Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылкам успешного обучения.
- Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение.
- Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей старших дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Задачи курса:
- Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
- Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребёнок - родители.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля формированию положительной школьной мотивации.
- Развивать восприятие, воображение, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления.
- Оказать помощь родителям в подготовке детей к школе.
Основные методы работы:
- Элементы социально-психологического тренинга.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Психогимнастика.
- Дидактические игры и упражнения.
Организация занятия.
Курс из 12 занятий проводится школьным психологом продолжительность занятия 25-30 мин. Занятие состоит не менее чем из четырех частей, каждая из которых представляет собой диагностическое, развивающее или тренировочное упражнение-игру. Занятие проводится в присутствии родителей и с их участием. Группа детей состоит из 10-12 человек.
Предварительно с родителями проводится встреча, на которой завуч знакомит родителей со всей программой подготовки детей к систематическому обучению в школе-интернате. Психолог запускает анкету для родителей. (Приложение№1.)
Краткое содержание занятий:
Занятие №1
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Давайте познакомимся | Помочь детям быстро адаптироваться к новой обстановке. Создать в группе положительный эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество. Способствовать самораскрытию каждого ребёнка. | Для детей: Вспомнить ласковые и добрые слова, которыми вас называют дома. Принести фотографию своей семьи. Сделать рисунок “Школа, в которой я буду учиться”. Для родителей. Творческое сочинение “ Мой ребенок” |
||
1 | Давайте познакомимся Дети по кругу передают мяч, называют свое имя. |
Мяч | ||
2 | Приветствие имен. Ведущий называет имена детей, все приветствуют их аплодисментами. Вручаются сувениры - памятные открытки. |
Сувениры памятные открытки | ||
3 | Снежный ком Каждый ребенок называет последовательно имена предшествующих ребят. |
Мяч | ||
4 | Поменяются местами. Поменяются местами те, кто пришел в школу с хорошим настроением, пришел с мамой, кому нравятся наши занятия, кто приобрел здесь новых друзей, кто прейдет в следующий раз.” |
Музыкальное сопровождение | ||
5 | Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. Дети и родители сидят (можно стоят) в кругу передают игрушку сердце говорят слова благодарности и дарят свою улыбку. | Музыкальное сопровождение Сердце |
Занятие 2
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Дом, в котором я живу | Способствовать становлению
внутренних контактов доброжелательной
спокойной, искренней обстановке в группе. Продолжить изучение межличностных отношений будущих первоклассников с родителями |
Для детей: придумать рассказ “Если бы я был(а) волшебником”. |
||
1 | Приветствие “Мои новые друзья” Дети по кругу бросают мяч друг другу, называя имя того, кого лучше запомнил. |
Мяч | ||
2 | Добрые и ласковые слова Дети бросают ведущему мяч и называют добрые и ласковые слова. В упражнении принимают участие и родители. |
Мяч | ||
3 | Беседа “Моя семья” по усмотрению можно
взять “Семья зверей” (“Школьный психолог”
№20 2007 ст.6) Выставка фотографий “Моя семья”. |
Фотографии | ||
4 | Рисунок “Моя семья” | Бумага А4, карандаши | ||
5 | Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. | Мягкая игрушка |
Занятие№3
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Старая сказка на новый лад | Активизация творческих способностей детей, выявление умений подчинять свои действия определенным правилам, точность выполнения указаний учителя. | Для детей: творческий рассказ
“Счастливое заключение сказки “Колобок” Для родителей: помощь в составлении Новой сказки |
||
1. | Приветствие участников. Передают мяч находящемуся слева участнику, приветствуют его каким-то способом. |
Мяч или сердце | ||
2 | Если бы я был волшебником | Сказочный халат и колпак | ||
3 | Игра-драматизация сказки “Колобок” Распределяются роли между всеми участниками занятия, и разыгрывается сказка |
Сказка “Колобок” костюмы |
||
4 | Графический диктант Под диктовку психолога нарисовать дорожку, по которой шел Колобок и встречал зверей |
Листы в клетку, простые карандаши. | ||
5 | Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. |
Занятие№4
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Грустный радостный веселый | Развивать у детей коммуникативные способности, продолжить учить взаимодействию друг с другом, выражению различных эмоциональных состояний | Для детей Приготовить рассказ о ком-либо (маме, папе, друге, бабушке или дедушке). Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого человека. Для родителей |
||
1 | Приветствие участников. Передают мяч находящемуся слева участнику, приветствуют его каким-то способом. |
Мяч | ||
2 | Мимическая гимнастика | Пиктограммы с выражением эмоций | ||
3 | “Зеркало” Дети синхронно
повторяют за ведущим его движения. Акцент
переносится с физического действия на мимику
лица и пантомимику тела. Дети и взрослые в парах выполняют этюды по выражению удовольствие и радости: “Идет теплый дождь”, “Цветок”, “Ласка”, “Вкусная конфета” |
Зеркало | ||
4 | Дети по команде ведущего строятся по: росту, цвету волос, цвету глаз, по длине прически | Музыкальное сопровождение | ||
5 | Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. | Музыка |
Занятие №5
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Самооценка | Определить самооценку ребенка, в упражнениях показать родителям и детям как можно помочь ребенку лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к себе. | Сердце | ||
1 | Приветствие Передают сердце друг другу и говорят приятные слова. |
|||
2 | Диагностика самооценки [4] | Приложение №8 | ||
3 | Жмурки с голосом Водящему завязывают глаза, раскручивают. Дети разбегаются произнося слова “Найди меня”. Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу. |
Платки, для того чтобы завязать глаза детям. | ||
4 | Я и другие Дети рассказывают то, что приготовили дома затем рассказать о себе. |
|||
5 | Пошли письмо Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон в центре круга От говорит: “Я посылаю письмо от С к Л”. С начинает передавать письмо. Пожимая в какую либо сторону соседа за руку. Цель почтальона перехватить письмо. Угадать у кого оно. |
Музыка Буквы |
||
6 | Прощание “Аплодисменты” | Музыка |
Занятие№6
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Диагностический инструментарий |
Учимся думать размышлять | Работать над развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления, способность устанавливать причинно-следственную связь. | Для детей и родителей: Придумать две задачи со спичками и палочками |
||
1 | Приветствие участников (передают сердце по кругу и приветствуют друг друга) | Игрушка “Доброе сердце” | ||
2 | Четвертый лишний Ребята перед вами 5 карточек, на которых изброжены по 4 предмета, подобранных таким образом, что только три из них Связанны между собой. Ваша задача - внимательно посмотреть и положить в конверт ту картинку, которая не подходит. |
Конверты с заданиями 4 картинки в конверте | ||
3 | Работа со спичками Сделай из 4 спичек квадратик, из трех треугольник. Из 10 спичек домик как у меня. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички. |
Спички (рассказать технику безопасности работы со спичками) | ||
4 | Пальчиковая гимнастика | Музыка | ||
5 | Бывает - не бывает Я называю ситуации и бросаю мяч. Вы должны его поймать только в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет мя ловить не надо. Ситуации (см. Приложение № 5) |
Мяч | ||
6 | Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. | Песенка “Улыбка” |
Занятие№7
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Внимание | Работать над развитием произвольности внимания, концентрацию, распределение, переключение внимания, зрительно моторную координацию, способности переключать, распределять внимание | Для детей. Пройди лабиринт. Найди отличие в рисунках |
Сердце | |
1 | Приветствие участников (передают сердце по кругу и приветствуют друг друга. Вариант снежного кома) | |||
2 | Будь внимателен! Дети шагают под “Марш” С.Прокофьева. затем на слове “зайчики”, произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово “Лошадки”- как бы ударять “копытом” об пол, “раки”- пятиться, “птицы”- бегать, раскинув руки в стороны, “аист” стоять на одной ноге.[6] |
Музыка “Марш” С. Прокофьева |
||
3 | Зашифруй письмо Ребята мы отправим сейчас с Вами шифрованное письмо инопланетянам. И расскажем о нас с вами.[5] |
Приложение №6 | ||
4 | Хлопай в ладоши [5] | Приложение№7 | ||
5 | Подведение итогов. Прощание. |
Занятие№8
№ | Тема занятия (краткое содержание) | Цель | Домашнее задание | Инструментарий |
Память | Показать родителям, как можно работать над развитием произвольного запоминания и непроизвольного, кратковременной и долговременной памяти, а также развитием различных свойств памяти | Для детей Приготовить загадки о природе. |
Зайчик | |
1 | Приветствие | |||
2 | Сделай правильно Все встают в круг выполняют инструкцию ведущего. Услышав название цветка - хлопок в ладоши. Название птиц-взмахи руками. Название дерева руки на колени. |
Приложение №9 | ||
3 | Картинки Рассматриваем картинки и выполняем задания ведущего |
“Тесты на готовность к школе ребенка шести-семи лет” автор Соколова Ю. ст 13-19. | ||
4 | Разведчик Выбирается “разведчик”. Остальные дети по команде ведущего застывают на своих местах. При этом каждый запоминает свою позу, а “разведчик” старается запомнить позу всех остальных. Выходит за дверь. Позы меняются. “разведчик” старается угадать, что изменилось. |
|||
5 | Подведение итогов. Прощание | Музыка |
Литература.
- Айзман Р., ЖаровГ., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М: Изд-во НЦЭНАС, 2006.
- Дьяченко О, Веракса Н., Веракса А. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям.- Школьный психолог №2 (14), 2007.
- Лосева В. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М.: А.П.О.,1995.
- Мазепина Т., Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”,2002, ст.10,11.
- Мазепина Т., Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”,2002 , ст.20, 21.
- Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7лет.- М.: Изд-во “Эксмо”, 2003.
- Чистяков М. Психо-гимнастика.- М: Изд-во “Просвящение”,1990 ст.51.