Цель:
- Учить детей дифференцировать звуки и буквы З – С.
- Развитие фонематических представлений, слухового внимания логического мышления.
- Закрепление навыков звуко-слухового анализа и синтеза.
- Расширять словарный запас.
- Учить словообразованию с помощью приставки.
- Развивать оптико-пространственные представления.
Оборудование: Картины и картинки, карточки, разрезная азбука, компьютеры, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Какое сейчас время года? (Зима.) Вывешивается картинка с изображением зимы.
Покажите, что вы замерзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.
Молодцы! Сели на свои места.
2. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадки: “Скатерть бела, весь свет одела”. (Снег.)
“Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки, над миром пушинки” (Зима).
Какие звуки вы услышали в начале слов “снег” и “зима”?
Верно звук “с”! Этот звук похож на свист вьюги (с – с – с ).
Звук “з” похож на завывание вьюги (з – з – з).
Какие звуки и буквы мы будем сравнивать сегодня на уроке? (звуки З и С, буквы З и С)
3. Работа по теме.
Ребята, нам Дед Мороз отправил письмо с подарками, а принести его должен был Снеговик.
Но почему-то не Снеговика, не письма до сих пор нет! (Стук в дверь).
Нам принесли телеграмму:
“Ребята, помогите, случилось несчастье - пропал Снеговик и письмо от Деда Мороза”.
Да, несчастье! Наверно нужно помочь Снеговику.
Вот Сорока прилетела к нам с конвертом!
Сорока, что это за конверт ты нам принесла?
Сорока: Чтобы найти и спасти Снеговика нужно выполнить задания, которые находятся в этом конверте.
Ну, что ребята справимся с заданиями!?(Да!)
1. Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [с] и [з] в начале слова, запишите эти слова в тетрадь и обведите звуки “с, з” в кружок.
(Каждый ребёнок подходит к столу, выбирает и вывешивает нужную картинку отгадок на доску).
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс … (звонок).Чтобы ноги отдохнули
Посиди-ка ты на … (стуле).Целый день он спать не прочь,
Но, едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
музыканта звать … (сверчок).Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (зайка).
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они морские … (свинки).
2. Я называю слова, а вы поднимаете карточки с буквами “с” или “з”, когда услышите звуки З и С.
Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, сытый, забота, суровый, арбузы, восемь, пузырь, выскочил, заноза, поздравление, посуда.
Какие слова со звуками “с” и “з” вы запомнили? Назовите их.
3. Раздаются детям карточки с цифровыми рядами.
Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.
Звук “с”: Звук “з”: Бескозырка, вискоза,
возглас, закваска, занавес,
заносчивый, здравствуй.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Водолаз, безвыездно,
безобразие, возраст, заноза,
зависимый, разузнал.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Определить место звука в слове и записать нужную цифру в тетрадь.
- Звук “с”: посёлок, спасли, свисток, собрался, касса, смастерил, класс, самосвал, расписание, рассадил, соскучился, страус
- Звук “з”: заскочил, зазнался, здравствуй, скользит, слёзы, послезавтра, сказал, разрисовал, сразу, сюрпризы, сообразил.
- Ребята! Вы молодцы! Все задания выполнили правильно.
- Ребята, посмотрите к нам в гости прибежали зайчата и бельчата! Но почему у вас такой грустный вид?
Зайчата и бельчата: Мы нашли Снеговика, но он растаял!
Чтобы слепить Снеговика, нужно разгадать волшебное слово.
- Не грустите, зверюшки, мы с ребятами поможем Снеговику!
5. Закрепление навыков звуко-слогового анализа.
А вы умеете отгадывать загадки? Работа с разрезной азбукой.
- “Золотое корытце по лесу катится”
“Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка,
собаки лают, достать не могут” (месяц).
Обозначьте 1-й звук в этом слове буквой из кассы.
- Тихо-тихо снег идёт,
белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и
лёд во дворе …(лопатой).
Обозначьте 2-ой звук в этом слове буквой из кассы.
- Дует, завывает, пронизывает, заносит (ветер).
Обозначьте 5-й звук в этом слове буквой из кассы.
Меня хлопали лопатой,
Меня делали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили
И катались все потом
С моего горба гуртом (горка). Обозначьте 2-й звук в этом слове буквой из кассы.
- Что видно только ночью? (звёзды)
Обозначьте 4-й звук в этом слове.
Если вы все задания выполнили правильно, у вас получилось слово … (мороз).
- Сколько в этом слове слогов?
- А как вы узнали, сколько слогов в этом слове?
- Какой звук стоит между гласными?
- Какой звук стоит первый?- Какой звук стоит последний?
- На каком месте стоит звук “З”?
- Мы разгадали волшебное слово! Это “мороз”!
Ребята, посмотрите, Снеговик стал таким, как и прежде и вместе с собачкой Бобиком спешат к нам. А чтобы с ними по пути больше ни чего не случилось, их будет сопровождать Медведь.
А пока Снеговик идёт к нам, мы с вами запишем в тетрадь слово “роза”, превращаем это слово в другое слово с помощью замены буквы “з” на букву “с”.
Получается слово “роса”.
Коза – коса базы - басы Лиза – лиса зверь - сверь Захар – сахар злей - слей Зоя – соя зайка – сайка
Что происходит с словами? (Меняется смысл, значение слова)
4. Физминутка.
А теперь давайте с вами поиграем!
Развитие фонематического слуха. Игра “Кто внимательный?”
Дети ходят по кругу. Я говорю слова со звуками “с”, “з” и без них.
Правило: нет звуков “с”, “з” - продолжать идти. Есть звук “с” - остановиться, есть звук “з” - остановиться и присесть.
Слова:
чашка, зубы, верблюд, восток, дождик, запад, капля, обруч, самолёт,
машина, лепесток, замок, ветерок, зайка, круг, забор, ёжик, лиса, зонт,
медведь, коза, кролик, ушки, барсук.
5. Работа с использованием компьютера.
А нам Снеговик прислал задания по электронной почте. Для этого вам нужно сесть за компьютеры.
1. К данным словам присоедините приставку “за”. Назовите и запишите получившееся слова. Выделите приставку “за”. Это дети задание выполнят на компьютере.
Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить,
звонить, сыпать.
2. Вставьте с слова пропущенные буквы “з” или “с”, подчеркните вставленные буквы.
… такан, … алкон, … покойно, … ладкий, … лой, … абота, … лово, … доровье,
… оловей, … а … лонка, … драв … твуй, … па … ибо, … анаве … ка,
… ано … а, … а … тавить.
3. Разгадывание кроссворда на компьютере.
Разгадайте кроссворд.
- Цветёт весной.
- Почищу кремом для обуви.
- Сильный холод.
- Палочка, используемая учителем на уроке.
- Кондитерское изделие.
- Приспособление в машине для остановки её движения.
6. Итог занятия.
Наконец к нам в гости пришёл Снеговик и принёс вам письмо от Деда Мороза.
А какую красивую ёлку он нам подарил!(Ёлка в классе) А за хорошую работу на уроке он вам прислал подарки.