Организация пропедевтической работы по развитию мелкой моторики рук для детей групп адаптации "Введение в школьную жизнь"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование понятие о работе в тетради в линию;
  • ознакомление со значением каждой строки;
  • развитие умения ориентироваться в тетради;
  • развитие умения работать по пунктирному контуру и выполнять разнонаправленную штриховку;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • воспитание усидчивости, аккуратности в работе.

Оборудование:

  • Лист – раскраска сказки «Глупый мышонок».
  • Опорные слова: рабочая строка, широкая строка, наклонная линия.
  • Иллюстрация для физминутки «Котик».

План урока.

1. Организация класса.

Урок для Умных ручек
Настал у нас сейчас.
Пусть пальцы поработают,
Порадуют всех нас!
Пусть станут очень сильными и ловкими они,
Пусть аккуратно линии в листе ведут они!

2. Объяснение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Тихо скрипнет половица,
Занавесь качнётся,
Мелодичный перезвон
Где – то раздаётся…
Снег кружится за окном,
Вьюга в поле злится…
Ну, а к нам сегодня в дом
Сказка постучится!

-Поднимите руки, кто любит сказки?

-Назовите сказки, в которых главный герой: кот или кошка. (Спросить каждого – по цепочке.)

-Для какой сказки сделана иллюстрация? Кто её автор?  («Сказка о Глупом Мышонке», С. Я. Маршак.)

-Вспомните, кто пел колыбельную песенку Мышонку? (Лошадь, щука, свинья, утка, жаба, курица, гусь, кошка.)

-Чья колыбельная песенка понравилась Мышонку больше всех? Почему?

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Голосок твой так хорош,
Очень сладко ты поёшь!

-Давайте споём её.

Мяу, мяу, спи, мой крошка,
Мяу, мяу, ляжем спать.
Мяу, мяу на кровать.

2. Игра - зарядка для пальчиков. (Массаж вдоль пальцев с винтовым закручиванием.)

Раз коток – высокий лобок,
Два коток - длинный хвосток,
Три коток – острый зубок,
А четвёртый коток – пушистый бочок.
Пятый коток – за мышкой скок!

(Поймали другую руку в кулак.)

Промахнулся, не поймал,

(Кисти рук в стороны развести, головой – жест отрицания.)

Мышонок в норку убежал!

(По столу «бег» пальцами от себя.)

3. Работа по контуру, штриховка.

Положение ручки в руке. Посадка.

-Обведите по точкам контур Кошки.

-Где сидит Кошка: перед или за кроватью?

-Что находится за спиной Кошки? (окошко)

-«Повесим» занавеску на окошко. Обведём её по контуру ручкой.

-Обведите узор на занавеске.

-Сколько цветочков на занавеске?

-Обведите цветки ручкой. Раскрасьте первый цветок - синим карандашом, второй – красным, третий зелёным.

-Какого цвета будет четвёртый цветок? (синий)

-Что одевают на одеяло? (пододеяльник)

-Найдите ромбики на пододеяльнике. Обведите их ручкой.

-Раскрасьте их цветными карандашами так, чтобы каждого цвета было одинаковое количество ромбиков.

-По сколько ромбиков одинакового цвета получилось? (по три)

-Наш Мышонок очень маленький. «Подари» ему конфетку.

-Обведи конфетку по точкам ручкой и раскрась красиво фантик.

-У Мышонка много игрушек. Заштрихуй простым карандашом по образцу кошечку пирамидку.

-Обведите по точкам большую пирамидку.

-Будем штриховать её все вместе одновременно под счёт?

-Начинаем с нижнего колечка.

4. Физминутка.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

5. Работа на разлинованной части листа.

  • Знакомство с разлиновкой тетради.

-Узкая строка – рабочая строка – для письма букв одинаковой высоты.

-Широкая строка – свободное пространство. Зона особого назначения!

-Наклонная линия – чтобы писать все буквы с одинаковым наклоном вправо.

-Сколько рабочих строчек у вас на листочке?

  • «Запоминание» элемента письма пальчиками (ощупывание).

-Посмотрите на кружки и овал. В них спрятались элементы, которые мы будем сегодня писать в рабочей строке.

-Элементы эти непростые, а «волшебные».

-Нашли первый большой кружок. Поставили указательный пальчик в его центр – на начало элемента. Закрыли глаза. Ведём пальчик вниз, ощупываем, что там есть…

-Запоминаем, как движется пальчик.

-Глаза не открываем, проделываем упражнение ещё раз.

-Открыли глаза. Сравнили то, что видим с тем, ощущали.

-Поставили указательные пальчики одновременно на начало элементов в овале и круге. Закрыли глаза. (аналогично).

Письмо элементов в строке под счёт.

  • Объяснение написания.
  • Пробное письмо в воздухе.
  • Пробное письмо элементов в строке.
  • Письмо под счёт.
  • Самостоятельное письмо.
  • Анализ.

-Сравни с образцом.

-Поставь точку под самым правильным и красивым элементом.

3. Итог урока.

  1. Обобщение.
  2. Домашнее задание:
  • раскрась картинку до конца;
  • пропиши самостоятельно элементы в третьей строке.