Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа – главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.
Методическая работа школы
- отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
- повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
- стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
- обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.
Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.
Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.
В данной статье описан опыт работы школы № 36 г. Ярославля над единой методической темой 2003-2006 гг. Принципиально важным является то, что руководство этой работой осуществлялось начинающим заместителем директора по научно-методической работе.
Описанный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным руководителям и их заместителям, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.
Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.
Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития. Поэтому методическая тема, заявленная достаточно широко, позволила выявить потребности школьного коллектива и наметить тенденции развития учреждения.
Методическая тема школы: “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения”.
В качестве основных аспектов методической работы по заявленной методической теме были названы следующие:
2003-2004 гг. - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей учащихся.
2004-2005 гг. - проблема развивающего обучения;.
2005-2006 гг. - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.
Вся научно-методическая работа осуществлялась в соответствии с выбранным аспектом работы по направлениям: работа с педагогами и работа с учащимися.
Направление работы | Работа с педагогами | Работа с учащимися |
2003-2004 гг. | ||
Формирование творческого потенциала
личности ученика и учителя в контексте
развивающего обучения. Задачи: |
Педагогические советы: Коммуникативные аспекты учебного процесса (ноябрь 2003) Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей (февраль 2004) Деловая игра “Модель ученика и учителя”. Создание образовательной программы школы. КПК на базе школы “Педагагическое мастерство” (72 часа) Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий. Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками. |
Недели науки: Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене. Конференция старшеклассников “Личность в науке и культуре” |
2004-2005 гг | ||
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения. | Педагогические советы: “Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность” (ноябрь 2004). “Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения” (декабрь 2004). “Панорама методических идей современного развивающего обучения” (апрель 2005). “Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе”. (май 2005). Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий. Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками. |
Недели науки: Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе. “Конкурс знатоков” в среднем звене. “Эрудицион” для старшеклассников. Конференция старшеклассников: “Вклад России в мировую науку, историю и культуру”. |
2005-2006 гг | ||
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения. | Педагогические советы: “Какой учитель нужен сегодня школе?” (ноябрь 2005) “Современные образовательные технологии учебного процесса” (январь 2006) “Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004 гг.” (апрель 2006) Деловая игра: “Программа развития школы” (на период до 2010 г.) Психолого-педагогические семинары: “Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе” (октябрь 2005) “Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?” (февраль 2006) Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий. Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками. |
Недели науки: Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене. “Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной школы. Научная конференция старшеклассников “Ярославль тысячеликий” |
Итоги работы над единой методической темой:
1. Создана Программа развития школы на период до 2010 г.
2. Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.
3. Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.
4. Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции:
за три года в школе аттестовалось 34 педагога из 60:
На высшую категорию – 11 человек,
На первую – 14 человек,
На вторую – 9 человек.
19 педагогов за три года повысили свою квалификационную категорию.
Курсы повышения квалификации на базе школы и других учреждений системы образования прошли – 90 % педагогов школы.
5. Педагоги школы выступали с докладами на российских, межрегиональных научных конференциях, имеют публикации в различных профессиональных журналах и сборниках.
6. Учащиеся школы успешно выступают на научных конференциях “Отечество”, “Открытие”, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.