Из опыта работы школы над единой методической темой

Разделы: Администрирование школы


Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа – главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

Методическая работа школы

  • отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
  • обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.

Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.

Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

В данной статье описан опыт работы школы № 36 г. Ярославля над единой методической темой 2003-2006 гг. Принципиально важным является то, что руководство этой работой осуществлялось начинающим заместителем директора по научно-методической работе.

Описанный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным руководителям и их заместителям, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.

Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.

Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития. Поэтому методическая тема, заявленная достаточно широко, позволила выявить потребности школьного коллектива и наметить тенденции развития учреждения.

Методическая тема школы: “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения”.

В качестве основных аспектов методической работы по заявленной методической теме были названы следующие:

2003-2004 гг. - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2004-2005 гг. - проблема развивающего обучения;.

2005-2006 гг. - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.

Вся научно-методическая работа осуществлялась в соответствии с выбранным аспектом работы по направлениям: работа с педагогами и работа с учащимися.

Направление работы Работа с педагогами Работа с учащимися
2003-2004 гг.
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.

Задачи:

Педагогические советы:

Коммуникативные аспекты учебного процесса

(ноябрь 2003)

Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей

(февраль 2004)

Деловая игра “Модель ученика и учителя”. Создание образовательной программы школы.

КПК на базе школы

“Педагагическое мастерство” (72 часа)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

Конференция старшеклассников “Личность в науке и культуре”

2004-2005 гг
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения. Педагогические советы:

“Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность”

(ноябрь 2004).

“Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения”

(декабрь 2004).

“Панорама методических идей современного развивающего обучения”

(апрель 2005).

“Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе”.

(май 2005).

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе.

“Конкурс знатоков” в среднем звене.

“Эрудицион” для старшеклассников.

Конференция старшеклассников: “Вклад России в мировую науку, историю и культуру”.

2005-2006 гг
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения. Педагогические советы:

“Какой учитель нужен сегодня школе?”

(ноябрь 2005)

“Современные образовательные технологии учебного процесса”

(январь 2006)

“Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004 гг.”

(апрель 2006)

Деловая игра:

“Программа развития школы” (на период до 2010 г.)

Психолого-педагогические семинары:

“Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе”

(октябрь 2005)

“Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?”

(февраль 2006)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной школы.

Научная конференция старшеклассников “Ярославль тысячеликий”

Итоги работы над единой методической темой:

1. Создана Программа развития школы на период до 2010 г.

2. Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.

3. Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.

4. Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции:

за три года в школе аттестовалось 34 педагога из 60:

На высшую категорию – 11 человек,

На первую – 14 человек,

На вторую – 9 человек.

19 педагогов за три года повысили свою квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации на базе школы и других учреждений системы образования прошли – 90 % педагогов школы.

5. Педагоги школы выступали с докладами на российских, межрегиональных научных конференциях, имеют публикации в различных профессиональных журналах и сборниках.

6. Учащиеся школы успешно выступают на научных конференциях “Отечество”, “Открытие”, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.