Методическая разработка урока чтения в 3-м классе по теме "Художественно-эстетический анализ рассказа И.Дика «Красные яблоки»"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1. Обучающая:

- учить детей художественно – эстетическому анализу произведения, для этого научить находить в тексте подтекст, т.е. скрытый смысл;
- определять идею и понять отражение её в названии рассказа;
- дифференцировать понятие «друг» и «приятель» в контексте рассказа.

2. Развивающая:

Совершенствуя навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения развивать воображение, монологическую речь, как средство передачи мыслей, чувств, настроения, внутреннего мира человека.

3. Воспитывающая:

Воспитывать нравственные качества учащихся, стремление изменить себя к лучшему.

Оборудование: карточки и словарь настроения:

- веселое;
- беспокойное;
- сердитое;
- разъяренное;
- тревожное;
- радостное.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Вслушайтесь в самих себя и покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточками свое настроение).

А теперь попробуйте словами передать свое настроение, свое душевное состояние.

Учитель: Я рада, что у большинства из вас замечательное настроение. Всем Вам доброго дня! Интересной творческой работы и пусть хорошее настроение не покидает весь день.

II. Постановка исследовательско-эстетических задач.

Вы исследовали себя, свое настроение, чувства. Что еще можно исследовать на уроке чтения? (художественное произведение, поступки героев, язык, творчество автора, композицию произведения, его идею).

В какой позиции хотели бы вы выступить на уроке:

- автор;
- читатель;
- критик;
- историк (работает с толковым словарем: комментирует, объясняет значение слов);
- теоретик (консультант: комментирует ситуацию).

III. Работа над художественным текстом.

- Какое произведение мы будем исследовать? (рассказ И.Дика «Красные яблоки»).

Имя писателя.

Знакомо ли вам имя писателя? Какое его произведение вы читали? Кто может вспомнить и рассказать из жизни автора интересный эпизод?

Работа над жанром.

К какому жанру относится данное произведение? Доказать.

Слово критикам.

Высказать свое мнение о прочитанном рассказе.

Вывод: Я рада, что ваши души рассказ взволновал, удивил, возмутил, значит, вы грамотные, думающие читатели.

Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа. Наша цель проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа.

1) Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)

Выборочное чтение. Какими словами автор характеризует их настроение. Найдите в тексте цитату (закатывались от смеха).

- Над чем они «закатывались от смеха». Подтвердите словами из текста.

- Почему автор взял именно это выражение? (чтобы показать насколько им было весело).

Прошу высказать свое мнение историков:

- Как вы понимаете выражение: «балансировать руками»? (удерживать равновесие)

Физминутка. Встаньте и представьте себя на этом скользком месте. Покажите как бы вы постарались удержать равновесие, чтобы устоять на ногах.

Слово историкам: что обозначает слово «авоська» (работа с толковым словарем).

Теоретики: прокомментируйте ситуацию, почему люди падали именно на этом «злополучном месте».

Выборочное чтение. Подтвердите словами из текста.

Слово историкам: объясните значение слова «вентиль» - это клапан для регулирования выхода жидкостей, пара или газа.

- С чем сравнивает автор увиденное? (с цирковым представлением).

- Чью точку зрения выражает при этом автор?

- Представьте себя на месте мальчишек.

- Какие чувства вызвала бы у вас подобная картина?

- Что бы вы предприняли?

Веселое настроение мальчишек ничто не омрачает, а наоборот оно получает свое развитие.

- Каким образом?

- Какую игру придумали Валерка и Севка?

Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитаем их диалог по ролям.

Установка: ребятам весело, передайте голосом, интонацией их настроение.

- Как эта ситуация характеризует Севку и Валерку?

Найдите продолжение диалога.

Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.

Слово теоретикам: как вы понимаете высказывание Валерки «сейчас поцелуется» о мужчине, который вот-вот упадет?

- Как, по-вашему, это смешно, если себя поставить на место мужчины?

2) Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?

- Каким стало его настроение? (беспокойное).

Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения («Моя мама?!», «Был уверен, но не совсем»).

- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? (Она была похожа на его мать).

- Почему Валерка прекратил эту глупую игру?

3) С какой интонацией, и с каким настроением он прекратил эту игру? (сердито)

Выборочное чтение.

- Докажите это строчками из текста.

4) Как Севка еще называет настроение Валерки? (разъяренное)

Выборочное чтение.

- Докажите это строчками из текста.

5) Почему Валерка ощутил чувства страха?

- За что он себя ругает?

- Какое в этот момент у него настроение? (тревожное). (Он волнуется, от этого настроение у него тревожное).

6) Чем же сменяется страх? (радостью)

- Почему?

- Почему Валера стал помогать маме снять пальто, что раньше никогда не делал? (Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра).

Словарь настроения: обратите внимание на словарь настроения, который мы составили в процессе работы над текстом. В начале рассказа у Валерки, было веселое настроение и заканчивается оно тоже радостным настроением, но к нему он пришел через беспокойство, тревогу.

Физминутка. Покажите мимикой настроение:

- веселое;
- беспокойное;
- сердитое;
- разъяренное;
- страх;
- тревога;
- облегчение;
- радость.

- Скажите, а заставил ли вас переживать автор вместе с Валеркой?

- Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердечко застучало, защемило и стало меняться настроение?

IV. Выявление разницы между понятиями «друг» и «приятель».

- Как вы думаете, затронула ли данная ситуация сердце Севки? Почему?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? Почему?

- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?

- В чем разница понятия «друг» и «приятель» (высказывание детей).

Слово историкам: работа с толковым словарем.

Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Приятель - близкий знакомый.

Вывод:

Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.

Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках.

V. Выявление идеи рассказа.

Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.

1. Прежде всего, скажите, совпало ли наше прогнозирование рассказа по заголовку и иллюстрации? (частично)
2. Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

Вывод:

Красные яблоки на белом снегу – это вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе И.Дик показал как иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу ребенка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему!

VI. Организация художественной деятельности.

- Кто из вас хотел выступить в роли автора?
- О чем бы вы хотели спросить автора?
- Что хотели сказать, пожелать автору?

VII. Подведение итогов.

- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

(Как порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).

- Какое открытие вам удалось сделать, может быть в самом себе?

- Попробуйте понять и словом передать, что изменилось в вас.

- Благодарю за хорошую работу.

VIII. Домашнее задание.

Предположить, как сложатся дальнейшие отношения между Севкой и Валеркой?