Тип урока: обобщающий
Цель урока: обобщить и повторить темы “дыхание” и “пищеварение” для подготовке к зачету
Задачи урока:
- закрепить связь понятий дыхание и пищеварение
- повторить основные понятия тем, строение пищеварительной и дыхательной систем
- закрепить связь понятий дыхание, пищеварение и обмен веществ
- отработать умения работы с таблицей, видеоматериалом, текстом учебника.
- Профилактика заболеваний дыхательной и пищеварительной систем. Вредное влияние алкоголя и никотина.
1. Проверка усвоения домашнего задания в форме цифрового диктанта.
- я утверждаю, что крахмал в сыром виде почти не переваривается (1)
- что обильному сокоотделению способствуют супы и бульоны (1)
- что при употреблении вареного мяса можно заразится глистными заболеваниями (0)
- что печень самая маленькая пищеварительная железа (0)
- что консервы могут стать источником отравления (1)
- что признаки отравления это понос и рвота (1)
- что всасывания продуктов расщепления происходит в желудке (0)
- что употребление алкоголя приводит к разрушению печени (1)
- что ферменты печени расщепляют жиры
- что в толстом кишечнике человека живут бактерии (1)
Если положение правильное “1”, если нет – “0”.
2. Актуализация внимания
Отгадайте тему урока. Она состоит из двух понятий. Вычленив одно, обозначающее биологическое окисление, вы найдете другое.
Дыпихащенивареение
Тема урока. Дыхание и пищеварение.
3. Основная часть урока. Постановка целей и задач. Отработка основных понятий.
Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить
- какая связь существует между процессами дыхания и пищеварения
- как вредные привычки влияют на работу дыхательной и пищеварительной систем.
- Повторить строение и функции этих систем органов, таким образом готовимся к зачету на следующем уроке.
Не зная строение системы нельзя говорить о ее функциях.
- работа с видео сюжетом
Посмотрите сюжет о строении дыхательной системы. После просмотра, назовите части образующие дыхательную систему.
- работа с таблицей.
Найдите ошибку. Учитель у доски по таблице намеренно ошибается, показывая различные части пищеварительной системы..
А теперь давайте свяжем работу этих систем вместе.
Вставьте пропущенные слова:
Легкие - ? – кровь – клетка ( пропущенное слово кислород)
Кишечник – питательные вещества - ? – клетка (пропущенное слово кровь)
На что расходуется кислород в клетках? (ответ на биологическое окисление для получения энергии)
Как используются питательные вещества? (ответ для получения энергии и биосинтез)
Вывод: работа двух систем обеспечивает процесс обмена веществ.
Если человеку не хватает кислорода, какие процессы могут прекратиться? ( обмен веществ)
При каких условиях кислорода может не хватать? (плохая работа легких – курение, угарный газ и т.д.).
Учитель ставит задачу: я считаю, что курение приятная и не вредная привычка. Пользуясь текстом учебника, докажите, что я права или нет. Опрос, обсуждение.
Вывод: какой процесс замедляется у курящего человека (ответ обмен веществ)
Как это отражается на организме ребенка или подростка? (перестает расти и развиваться).
- упражнение на зрительную память.
А теперь давайте немного отдохнем. Потренируем зрительную память.
На доске написаны или напечатаны на бумаге крупно слова под номерами. Слова имеют отношение к теме обобщения дыхание и пищеварение. Цель задания не только тренировка зрительной памяти, но и тренировка внимания, умение концентрироваться и повторение изученных понятий, интеграция с другими предметами.
1. Печень | 2. Желчь. | 3. Гортань |
4. Желудок | 5. Легкие | 6. Нос |
Учитель дает возможность посмотреть на эти слова 1 минуту, затем закрывает слова и выполняет с учениками задание.
- сколько слов женского рода (3)
- сколько слов оканчивается на мягкий знак (3)
- какой цифрой обозначена самая крупная железа(1)
- какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен (5)
- какой цифрой обозначен орган, в котором происходит согревание, увлажнение и очищение воздуха (6)
- назовите цифры обозначающие части дыхательной системы (3,5,6)
Проверка.
- упражнение на механическую память (работа с кинестетиками). Повторение топографии органов пищеварительной системы
Проведем физминутку.
Положите указательные пальцы на носовую полость, гортань, трахею,легкие: правое, левое. Положите правую руку на область желудка, левую на область печени и т.д.
Задачки:
Я чихаю. Какой орган работает? Какой рефлекс?
У человека болит слева под диафрагмой. Предположите, работа какого органа может быть нарушена? То же справа под диафрагмой.
- задание третий лишний
- Носоглотка, гортань, желудок. Лишнее желудок пищеварительная система.
- Голосовые связки, надгортанник, трахея. Лишнее слово трахея. Не часть гортани.
- Кислород, углекислый газ, вода. Лишнее вода не газ или кислород ( углекислый газ и вода конечные продукты распада).
- Желудок, печень, легкие.
- Пристеночное, полостное, всасывательное.
4. Рефлексия.
Давайте оценим сами себя. Насколько хорошо вы подготовились к зачету. Поставьте себе оценку. Проверим совпадет ли ваша оценка с оценкой полученной на зачете.