Цели:
- Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
- Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
- Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Оборудование:
- Таблички с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами ответственности, со случаями для определения вида ответственности.
- Тест для каждого учащегося.
- Листы с интерпретацией теста и рекомендациями.
- Таблица для каждой группы с зашифрованным словом.
Ход классного часа.
Класс делится на 3 группы “случайным” образом (по цветам, по частям одной картинки и т.д.).
1. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.
- А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю небольшую разминку.
2. Актуализация знаний.
– На доске вывешены слова: 1) юридическая;
2) уголовная;
3) административная;
4) гражданско-правовая;
5) дисциплинарная.
– Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово.
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
8 |
14 |
7 |
8 |
3 |
8 |
6 |
7 |
7 |
9 |
10 |
8 |
8 |
|
ь |
(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))
- Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания.
(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:
1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.
Сенека.
2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.
Цицерон.
3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”.
Ф.Шиллер).
- А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”
(выслушиваются ответы каждой группы)
- Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).
- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением):
Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.
4. Первичное закрепление.
- Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):
1. Каких видов бывает юридическая ответственность?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
- Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы).
- Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).
- Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.
- Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе.
(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые - убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)
- Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно.
- Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).
- Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)
- Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
- Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых
случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.
- Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).
- Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
5. Самоконтроль.
- А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)
1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:
а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)
б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)
в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)
г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)
2. Какие чувства побудили к данным поступкам:
а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)
б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?
(зависть к красоте и молодости Ивана)
в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)
- Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности)
- Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты ответов)
6. Включение в систему знаний и повторение.
- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или
добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную
информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не
обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
7. Рефлексия деятельности.
- Давайте подведём итог нашей деятельности.
- Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось? Что не понравилось?
- Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?
- Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)
- Спасибо за работу. До свидания.