Методическая разработка классного часа "Поговорим об ответственности"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
  2. Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
  3. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Оборудование:

  1. Таблички с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами ответственности, со случаями для определения вида ответственности.
  2. Тест для каждого учащегося.
  3. Листы с интерпретацией теста и рекомендациями.
  4. Таблица для каждой группы с зашифрованным словом.

Ход классного часа.

Класс делится на 3 группы “случайным” образом (по цветам, по частям одной картинки и т.д.).

1. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.

- А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю небольшую разминку.

2. Актуализация знаний.

– На доске вывешены слова: 1) юридическая;

2) уголовная;

3) административная;

4) гражданско-правовая;

5) дисциплинарная.

– Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово.

2

3

4

1

3

5

3

2

1

4

5

4

1

3

 

5

8

14

7

8

3

8

6

7

7

9

10

8

8

 
                           

ь

(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))

- Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания.

(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:

1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.

Сенека.

2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.

Цицерон.

3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”.

Ф.Шиллер).

- А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”

(выслушиваются ответы каждой группы)

- Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).

- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением):

Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

4. Первичное закрепление.

- Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):

1. Каких видов бывает юридическая ответственность?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?

3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

- Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы).

- Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).

- Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.

- Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе.

(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые - убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)

- Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно.

- Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).

- Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)

- Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

- Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых

случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.

- Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).

- Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

5. Самоконтроль.

- А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)

1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:

а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)

б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)

в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)

г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)

2. Какие чувства побудили к данным поступкам:

а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)

б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?

(зависть к красоте и молодости Ивана)

в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)

- Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности)

- Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты ответов)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)

Тест “Ваше чувство ответственности”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.

7. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось? Что не понравилось?

- Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?

- Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)

- Спасибо за работу. До свидания.