Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Для решения заявленной задачи учителю необходимо сделать процесс обучения увлекательным и развивающим. Пока урок математики не вызывает потребности к знаниям, пока ребенок не умеет определять границы своего знания (и незнания), а значит, ставить учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, занятия по математике не могут считаться результативными.
Учителю необходимо суметь развернуть перед младшими школьниками алгоритм обнаружения, постановки и решения учебной задачи, алгоритм, делающий изучение математики осмысленным.
Очевидно, что овладеть таким алгоритмом можно только при условии постоянного анализа собственных действий. Поэтому формирование критичности, рефлексивности и способности к самоконтролю и самооценки в ходе решения конкретных задач становится одним из главных ориентиров в работе учителя. Методические материалы, подобранные учителем на урок, позволяют конструировать во время урока различные ситуации, направленные на развитие способности контролировать свои действия, т.е. правильность следования алгоритму, и оценивать полученный результат. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно ставить и решать учебные задачи.
Одной из главных задач для достижения этой цели является формирование умения обнаруживать причину своей ошибки. Это умение предполагает анализ того, на каком именно этапе решения учебной задачи была допущена ошибка. Фактически задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при решении учебной задачи или были совершены неверно, т.е. проводить рефлексию собственных действий, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
1. Сущность, основные функции самооценки и самоконтроля
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика.
Режим обучения обеспечивается не только в условиях внешней мотивационной деятельности.
Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке. Это не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да еще заносит его в журнал или в дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо, прежде всего, разобраться в терминологии: развести понятия: “контроль”, “оценка”, “отметка”.
Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь.
Самоконтроль – самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение.
Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
2. Процедура введения самооценки и самоконтроля в педагогический процесс.
Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия самоконтроля и самооценки, Самоконтроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Самоконтроль позволяет обучающемуся, менее операциональный состав действий, выявить связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому самоконтроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения. Выполнение действий самоконтроля и самооценки предполагает, что обучающийся обращает внимание на содержание собственных действий, рассмотрение их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения.
Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.
Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами, - конкретно – данными или существующими в сознании.
По мере усвоения любого учебного действия, которое начинается с того момента, как выделен образец действия, обучающийся многократно возвращается к образу, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует как сами действия, так и представления о них. Образец же, с которым школьник сопоставляет совершаемые им действия, может быть представлен как во внешнем, так и во внутреннем плане: в данном случае это может быть памятка, содержащая запись последовательности действий при решении текстовых задач, или запечатленный памятью образ действий учителя.
Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.
В работе по формированию действий самоконтроля у младших школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.
Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания в игровой форме: “Сделай как у меня”, “Сделай так же”, “Сложи такую же фигуру”, “Подбери подходящий по форме”, “Найди различия” и другие, способствующие развитию устойчивости, концентрации внимания, на сравниваемых предметах, развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля. Такая игровая практика полезна и младшим школьникам в целях отработки действий самоконтроля во внешнем плане.
Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащихся своих действий.
Развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимания между учителем и обучающимся.
Особое внимание уделяется работе по воспитанию у обучающихся реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля.
Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель.
Процедура самооценки включает в себя:
1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;
4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
3. Приемы самоконтроля.
Задача 1. (3 класс)
Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?
После самостоятельного решения задачи ученик получает контрольную карточку с записью полного решения задачи:
1) 72 : 6 = 12(д.)
2) 12*4 = 48(д.)
Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задачи, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.
Обучающиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием получают карточку, на которой записана схема решения задачи:
1) : = 1) 72: = 12
2) * = или 2) * = 48
Такой образец помогает ученику спланировать последовательность своих действий, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий.
Задача 2 (3 класс)
В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов в вазе?
Вместе с задачей ученик получает карточку, на которой записано 2 варианта решения, одно из которых неверно:
1) (7 + 2) + 2 = 16
2) (7 – 2) + 7 = 12
Для выбора правильного решения ученику необходимо провести анализ предложенных вариантов решения в плане установления соответствия арифметических действий характеру отношений между данными задачи.
Задача 3 (1 класс)
Девочка купила 8 конфет, а мальчик 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к условию задачи?
1. Сколько всего конфет купили дети?
2. На сколько больше конфет купил мальчик, чем девочка?
3. Сколько стоит 1 конфета?
Задание на выбор правильного вопроса к условию способствуют формированию самоконтроля на этапе анализа условий задачи.
Задача 4 (2 класс)
1) В вазе 10 роз, во второй вазе на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?
2) В двух вазах 10 роз. В первой вазе 4 розы. Сколько роз во второй вазе?
Краткие записи:
1) 1 – 10 | 2) 1 – 10 ? |
2 -? на 4 больше | 2 - ? на 4 больше |
3) 1 – 10 | 4) 1 – 10 |
2 - ? | 2 – 10 |
Решения: | |
1) 10 + 4 = 14 | 3) 10 – 4 = 6 |
2) (10 +4) + 10 = 24 | 4) 14 + 10 = 24 |
Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.
Задача 5 (2 класс)
Ручка стоит 12 рублей, карандаш 4 рубля. Сколько стоит пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?
На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученику дается задание объяснить, что обозначает каждое выражение, и выбрать те, которые являются решением задачи:
12 + 4 | 12 – 4 | 12 : 4 | 36 : 12 |
36 – 4 | 36 – 12 | 36 – (4 + 12) | 36 – 4 - 12 |
(36 – 12) - 4 | 36 + 12 | 36 + 4 | 36 : 4 |
Объектом анализа ученика при выполнении задания становятся арифметические действия, которые можно произвести с данными задачи при условии постановки разных вопросов. Решение задачи предполагает выполнение обучающимся контрольных действий по сопоставлению выявленных связей между данными задачи и действиями с этими данными.
Задача 6 (4 класс)
Теплоход шел со скоростью 30 км/ч и был в пути 4 часа. На обратный путь он затратил 3 часа. С какой скоростью он шел на обратном пути?
После решения задачи ученику дается задание:
“ Используя правила нахождения пути и скорости, проверь свое решение”.
1) p = v * t
2) V = p : t
Данное задание предполагает актуализацию усвоенных ранее теоретических знаний.
Задача 7 (2 класс)
В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6 маленьких лодок. Сколько лодок осталось в море?
Обучающимся предлагается решить задачу по плану:
1. Найди, сколько лодок вернулось.
2. Найди, сколько лодок осталось в море.
3. Запиши решение выражением.
4. Вспомни, как можно вычесть сумму из числа.
5. Объясни каждое выполняемое действие.
Предложенные варианты заданий нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, соответствия заданным схемам и образцам.
Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, т.е. многие обучающиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем собственных. Дети, объединяясь в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.
Например, детям, сидящим за одной партой предлагается одна карточка, на которой 2 задачи и задания:
1. Решите задачи.
2. Проверьте решение друг у друга.
3. Сделайте вывод о правильности решения.
4. Найдите, сколько всего тетрадей. Если в ответе получилось 22, то задачи решены, верно.
Задача 1.
У Оли 5 тетрадей в клетку, а в линейку на 2 меньше. Сколько всего тетрадей у Оли?
Задача 2.
Коля купил 6 тетрадей в линейку, а в клетку на 2 больше. Сколько всего тетрадей купил Коля?
Такая форма работы способствует развитию интереса к действиям контроля и самоконтроля. Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение, как к решению задачи, так и к выполнению контроля.
Одним из приемов самоконтроля – “ разноцветные поправки”. Пишется математический диктант. После говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом синего цвета), причем наличие или отсутствие поправок не будет сказываться на отметке. На следующий день сообщается, что есть возможность еще раз вернуться к работе и улучшить ее (поправки карандашом синего цвета). Сопоставление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных карандашей позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.
Эффективный прием – “самоконтроль по собственной инициативе”. Обучающиеся выполняют задание, затем эти работы (на листах) собираются, якобы для оценивания и копируются. На следующий день работы выдаются, а после вновь собираются и уже оцениваются. При этом изучается, делают ли ученики поправки в своей работе по собственному желанию.
Так же при решении задач и уравнений используется прием “нескольких вариантов ответов”.
Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления обучающихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.
Заключение
Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки, обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Таким образом, описанные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей. Это подтверждается результатами мониторинга ЗУНов, проводимого в течение 5 лет.
Список литературы.
1. Бортова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М.М.Бортова // Начальная школа. – 2005. № 9. – С. 24-26.
2. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]/ Ю.Б.Зотов. - М.: Просвещение, 1989. – 148 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - Вестник образования. Март. 6. 2002.
4. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителей [Текст] / Г. Ю. Ксензова. - М.: едагогическое общество России, 2000. - 120 с.
5. Маркова, А. К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А . К. Маркова , Т . А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. – 205 с.
6. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование.Под редакцией Давыдова В.В. [Текст]- М.: Педагогика, 1990. – 206 с.