Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым, безусловно, можно отнести проектный метод. К тому же проектная деятельность может включать в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.
При этом важно, чтобы проект не был обособлен в учебном процессе. Учащиеся не должны выполнять проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы. Подготовительная работа начинается задолго до выполнения проекта.
Предлагаю познакомиться с опытом работы над проектом на материале национально-регионального компонента.
Материал НРК включаю как в уроки, так и кружковую работу. В 2006 году наш город праздновал юбилей. А 2007 год - юбилейный для нашей республики. Мы отмечали 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с поэтами Хакасии и их творчеством. Участвовали в муниципальных конкурсах чтецов, посвящённых юбилейным датам, где двое учащихся заняли 1 и 2 места.
На уроках русского языка писали сочинения о родном крае, пробовали сами писать стихи о родном городе. Несколько ребят отправили свои стихотворения на муниципальный конкурс, где один ученик занял 3 место.
Приглашали на классные часы поэтов нашего города.
В течение года в классе проводились занятия кружка “Хакасия – мой край родной”. Школьники знакомились с историей, культурой, литературой республики. Для кружковой работы дети завели отдельные тетради, куда записывали интересующие их факты.
Накопленные знания и опыт захотелось как-то оформить. Так, двое учащихся приступили к выполнению проекта о поэтах города Абазы.
Творческий проект
Тема: “ Поэты родного города”.
Введение.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру. Этому нас учат в школе на уроках окружающего мира, истории, литературного чтения. Мы с интересом посещали краеведческий музей, выставки местных художников, читали стихотворения абазинских поэтов, проводили уроки внеклассного чтения, посвящённые родному краю.
Нам захотелось ещё больше узнать о поэтах Абазы. Нас заинтересовала мысль: кто эти люди, о чём они пишут. Так возникла идея создания альбома “Поэты родного города”.
Объектом нашего исследования стало творчество поэтов Абазы.
Предмет исследования: стихотворения поэтов Абазы для детского круга чтения.
Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного города”.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования.
- Выявить стихотворения для детского круга чтения.
- Оформить альбом “Поэты родного города”
- анализ, обобщение
- анкетирование учащихся
- интервью с поэтами
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость данной работы заключается в разработке альбома “Поэты родного города”, который можно использовать на уроках литературного чтения.
Описание методики выполнения творческого проекта.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся нашей начальной школы. Нами было опрошено 40 учащихся 3-4 классов.
На вопрос: “Каких поэтов Абазы вы знаете?” нам ответили следующим образом: 26 человек никого не смогли назвать, 14 человек назвали трёх поэтов.
Вопрос №2 (“С какими стихотворениями поэтов Абазы вы знакомы?”) вызвал затруднение среди учащихся.
И, конечно же, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни и творчестве абазинских поэтов.
Следующим этапом нашего исследования стал анализ стихотворений поэтов. Мы посетили детскую и взрослую библиотеки, взяли сборники стихотворений, вырезки из местных газет, стали их изучать. Так же встретились с некоторыми поэтами, взяли у них интервью, из которых узнали о детских воспоминаниях поэтов, о том, что подтолкнуло их к литературному творчеству. Поинтересовались, пишут ли они стихотворения для детей. Из всех опрошенных поэтов специально для детей пишет только один.
Затем предстояло обобщение и выявление, на наш взгляд, стихотворений для детского круга чтения. Критерием отбора служили доступность языка и понимание содержания стихотворения. Выбранные нами стихотворения, мы прочли в классах, где проводили анкетирование. После беседы с ребятами по содержанию, мы отобрали стихотворения для нашего альбома.
При оформлении альбома “Поэты родного города” мы обратились за помощью к ребятам 4 “В” класса, которые помогли нарисовать иллюстрации к стихотворениям.
Заключение.
Мы изучили стихотворения абазинских поэтов. Отобрали из них доступные для детского круга чтения. Оформили их в альбом “Поэты родного города”, куда вошли стихотворения Т. Трофимец, В. Степанова, Г. Бранат, М. Будаевой, А. Челтыгмашевой, Д. Лысенко, А. Бойко, С. Золотовой.
Перспективы дальнейшей работы.
Мы считаем, что в следующем году можно организовать литературную гостиную с участием самих поэтов.
А одноклассники смогут прочесть стихотворения из созданного нами альбома.
Так как наш альбом только знакомит с поэтами и их творчеством, в дальнейшем его можно расширить. А также включить в него стихотворения молодых, малоизвестных поэтов.
Библиографический список
- Абаза-2001. / Автор проекта В. Красилов.
- Бойко Алексей. Лирика, стихи. Иркутск, 2005.
- Бранат Г. П. По волнам моей жизни (буклет),2006.
- Будаева М. Л. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Черногорок, 2000.
- Будаева М. Л. Избранное. Кострома, 2002.
- Лысенко Дарья. Дарья- птица. Красноярск, 2001.
- Лысенко Дарья. Две меня. Красноярск, 2006.
- Степанов В. Г. Абаза – жемчужина России. Абакан, ООО “Журналист”, 1999.
- Степанов В. Г. Абаза – не таёжный тупик. Абакан, ООО “Журналист”, 2001.
- Степанов В. Г. Абазинские частушки. Абаза, Байт – сервис, 2005.
- Степанов В. Г. Вокруг шашек. Ростов-на-Дону, 2004.
- Степанов В. Г. Женских имён золотая россыпь. Абакан, ООО “Журналист”,2000.
- Степанов В. Г. Клякса, мини-басни. Абакан, ООО “Журналист”, 2005.
- Степанов В. Г. Любовь не выдумка поэтов. Абакан, ООО “Журналист”, 2000.
- Степанов В. Г. Россия в лицах, эпиграммы. Абакан, ООО “Журналист”, 2004
- Степанов В. Г. Шанс. Абакан, ООО “Журналист”, 2001.
- Степанов В. Г. , Трофимец Т. С. Священный май. Абакан, ООО “Журналист”, 2000.
- Трофимец Т. С. Малиновые вербы. Абакан, ХРИПКиПРО, 1999.