Одна из актуальных проблем воспитания современных школьников - это формирование патриотических чувств. Под патриотическим воспитанием мы понимаем непрерывный процесс духовно-нравственного совершенствования личности, осознание своей сопричастности к истории и культурным традициям своего народа.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что воспитание любви и бережного отношения к малой родине возможно только через активную деятельность ребенка: путешествие по родному краю, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах по краеведению, музейную работу. Особенно интересно нам кажется изучение быта русского народа. В нашем классе разработана система воспитательной работы младших школьников на базе музея крестьянского быта “Тайны бабушкиного чердака”.
Цель воспитательной работы класса: воспитание патриотических чувств школьников в ходе изучения истории и культурных традиций Ярославского края.
Задачи:
- Cовершенствование воспитательной работы через включение школьников в поисковую, исследовательскую работу на базе классного музея крестьянского быта;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников с учетом их интересов и склонностей;
- Создание творческого содружества семьи и школы;
- Установление связей с социальными партнерами в культурной среде города.
Особая роль в решении задач патриотического воспитания отводится классному музею крестьянского быта “Тайны бабушкиного чердака”.
Идея создания музея принадлежит самим школьникам, которые начали приносить на уроки чтения разные вещи, сохранившиеся в деревенских домах бабушек. В настоящее время в музее уже более 30 экспонатов домашней утвари: посуда, прялки, серпы, утюги и многое другое. Юные краеведы класса побывали во многих музеях города Ярославля и Ярославской области, изучая культуру и жизнь родного края.
Продолжением этой работы стала организация классного музея крестьянского быта. По мере сбора материала составлялась картотека экспонатов, которая содержит важные сведения о месте, времени, истории той или иной находки. Большую помощь в сборе и оформлении материала музея оказали родители класса. Этот проект можно назвать семейным проектом. Музей собирает, хранит и рассказывает об истории и бытовых традициях ярославского народа.
Цели и задачи работы классного музея “Тайны бабушкиного чердака”:
- Воспитывать уважение к культурному наследию Ярославского края, традициям русского народа.
- Формировать гражданственность и социальную активность.
- Активизировать поисковую, исследовательскую, просветительскую работу.
- Принять участие в культурно-образовательных мероприятиях района, города, области.
- Всю работу направить на достойную встречу 1000-летия Ярославля.
Учащиеся начальной школы и гости музея знакомятся с постоянно действующими экспозициями:
- “Тайны бабушкиного чердака”
- “Из истории льна”
Гости музея могут послушать экскурсии, которые ведут учащиеся 3В класса:
Обзорная экскурсия
- “Крестьянское жилище и утварь”
Тематические экскурсии:
- “Три девицы под окном пряли поздно вечерком” (История прялок).
- “Гражданин в железной шляпке” (Из истории кузнечного дела).
- “Емелино счастье” (Из истории русской печи).
- “Растет ленок – вырастает рубашка” (Из истории льна).
Классный музей организует свою работу на основе самоуправления: создан совет классного музея, куда вошли учащиеся и родители.
Направления деятельности Совета музея:
- Поисковое
- Фондовое (обработка материалов)
- Экскурсионное
- Связь с городскими музеями и библиотеками.
На базе классного музея постоянно работает кружок “Юный краевед”, в его состав включены все ученики класса. План-программа кружка реализуется через систему классных часов, выездные экскурсии, библиотечные уроки, исследовательскую, поисковую, экскурсионную работу.
План-программа кружка “Юный краевед”
1. Музейное просвещение - 36 часов
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | Музеи Ярославского края (экскурсии) | 20 ч |
2 | Особенности работы школьного (классного) музея. | 2 ч |
3 | Фонды музея. Организация фондовой работы. Экскурсия в школьный музей Боевой славы с целью изучения опыта работы. | 2 ч |
4 | Поисковая работа. | 2 ч |
5 | Экспозиционная работа, отработка и сдача экскурсий. | 10 ч |
2. Организационная работа
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | месяц |
1 | Создать Совет музея. | сентябрь |
2 | Принять активное участие в подготовке к 1000-летию города Ярославля. | сентябрь-октябрь |
3 | Спланировать работу актива музея по направлениям. | сентябрь |
4 | Ежемесячно проводить заседания совета музея. | в течение года |
7 | Подготовить экскурсоводов по музею из числа учащихся. | октябрь-ноябрь |
8 | Продолжить работу над созданием экспозиции “Народные промыслы: гжель, хохлома, плетение из лозы”. | В течение года |
9 | Оформить стенд “Этапы работы со льном”. | К апрелю 2008 г. |
10 | Организовать автобусные экскурсии по городам Золотого кольца и экскурсии в музеи Ярославской области. | |
11 | Поддерживать связь с музеями города. | В течение года |
В 2007-2008 учебном году начата работа по реализации образовательной программы на базе классного музея: “Культура и быт русского народа”.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и представляет собой непрерывный курс по изучению культурных традиций народа Ярославской области.
Помимо системы работы на базе классного музея крестьянского быта, программа включает следующие разделы и мероприятия:
Учебная деятельность (уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, технологии).
Классные часы:
- Дом, который построил Иван. Быт русского крестьянства.
- Щи да каша – пища наша. Слава русской печи (Работа с экспонатами музея: ухватом, кочергой, чугунком).
- О плошках, ложках и прочей утвари (Глиняная и деревянная посуда в крестьянской избе).
- Из истории русского льняного сарафана (Работа с экспонатами музея: льном, трепалом, чесалом, прялкой, ткацким станком).
- Без чего крестьянин не мог обойтись (лапка для починки обуви, домашняя меленка, подкова и др.).
Экскурсии:
- Музей истории города
- Спасо-преображенский музей: “Русская изба”, “Ярмарка”
- Керамический завод г.Ярославля
- “Русские ремесла” г.Мышкин
Классные праздники для всей семьи:
- Обычаи и приметы русских праздников. Рождество и Крещение.
- Широкая Масленица. Весенние игры и забавы.
- Фольклорный праздник “Русские посиделки”.
Опыт работы показывает, что деятельностные формы работы с младшими школьниками оказываются самыми продуктивными.
Системообразующим компонентом воспитательной работы класса может стать музей крестьянского быта. Он способствует расширению кругозора, формированию познавательных интересов младших школьников, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, общественной активности, тем самым помогает решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи современной школы.