Ход занятия
(Звучит песня о школе).
Организация.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, повернитесь к ним, приветствуйте их наклоном головы и садитесь.
Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну звуков, а звуки не любят, когда их произносят нечётко, невнятно и смазано, поэтому подготовим органы нашего речевого аппарата к работе.
Артикуляционная гимнастика.
- “Заборчик”.
- “Лопаточка”.
- “Щёточка”.
- “Кошечка”,
- “Лодочка”.
Упражнение на дыхание “Снежинка”.
Как подул ветерок
В воздухе морозном.
Полетели, закружились
Ледяные звёзды.
(Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них так, чтобы ниточки со снежинками приняли горизонтальное положение).
Целеполагание.
(Рисунок 2 - Страна звуков).
Молодцы! Мы у стен Страны звуков, но кто же именно пригласил нас сюда, вы узнаете, прослушав стихотворение.
(Звучит стихотворение из “Весёлой азбуки” Волиной в г/з).
Какие звуки в стихотворении встречаются чаще других?
Верно, это звуки с и з.
Какова же тема нашего сегодняшнего занятия? Чему будем учиться?
Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и словах, правильно использовать их в письменной речи.
(Тема занятия вывешивается на доску).
Выводы по практическим исследованиям предыдущего занятия.
Характеристика звуков.
Давайте вспомним правильную артикуляцию этих звуков.
(Таблицы).
Произнесите правильно звук с. Дадим ему характеристику.
Произнесём звук з. Дадим характеристику и этому звуку.
Ребята, а почему эти звуки называют парными?
(Похожи по артикуляции и по звучанию).
Чем отличаются? Как это проверить?
Чтобы речь была правильная, чёткая, грамотная, чтобы не делать ошибок – много работать над собой. Недаром в народе говорится: “Без старанья – нет знанья”.
Соотнесение звука и буквы.
А мы с вами входим в ворота Страны звуков. Слышите, какие звуки доносятся?
(С-с-с-с, з-з-з-з).
Свистят. Как же мы называем такие звуки? (Свистящие).
Слышать то мы эти звуки слышим, а почему не видим?
(Правильно, звуки мы слышим и произносим, а вот буквы видим, пишем и читаем).
Какими же буквами мы должны обозначить эти звуки, как они правильно называются?
(“ЭС”, “ЗЕ”).
Развитие мелкой моторики.
Сконструируйте или нарисуйте любую из букв.
- На манке.
- Из мозаики.
- Из счетных палочек.
- Из проволоки.
- Из шнура.
- Рисунок восковым мелом.
Гимнастика для глаз.
Найти буквы с и з в классе.
(Буквы написаны различным шрифтом и расположены в разных местах класса).
(Рисунок 3).
Развитие внимательности.
(Рисунок 4).
Найдите, сколько букв з и с на рисунке.
Посмотрите, ребята, нас встречают буквы с и з. Они очень встревожены. Что-то нам свистят. Сейчас послушаю и переведу. Вот в чём дело!
Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается?
Правильно. Так вот из Страны звуков сбежали слова: страх, скука, ссора, забияка, злость, зависть. Они хотят помешать Новогоднему празднику.
С каких букв начинается все слова, сбежавшие из Страны звуков?
Поэтому с и з очень стыдно за этих проказников и они просят нас помочь жителям волшебной страны. Вы согласны им помочь?
А что же нам нужно сделать для этого?
Нужно только правильно выполнять задания, которые нам предлагают эти буквы. Если мы выполним каждое задание правильно – Страшное слово будет поймано и превращено в новогоднюю игрушку. В конце нашего занятия ёлочка для жителей Страны звуков будет украшена.
Готовы, тогда начинаем!
Закрепление знаний о звонкости – глухости.
Задание.
Определите, кокой звук (с или з) в словах и поднимите соответствующую сигнальную карточку.
Слова: сани, звон, суровая, красота, забота, здоровье, сладкий.
Игра в снежки.
Я называю слог, а вы меняете свистящий звук на парный:
са – за со – зо сы - зы
су – зу сэ – зэ зо – со
Молодцы! Сейчас будет поймано первое слово “Страх” и посажено обратно в страну звуков.
(Дети ищут в классе это слово и оно “превращается” в новогодний шар с изображением снежинки).
Развитие фонематического слуха и памяти.
Задание.
Послушайте ряды слогов и повторите в той же последовательности.
Хором: са – за – са, за – са – за.
Индивидуально: са – за – за – са.
За – са – са – за.
Зо – со – со – зо.
Су – зу – су – зу.
Практикум. Определение места звука в слове.
Ребята выполняют задание с рядом чисел и маленькими буквами с и з.
Слова: снег – с-1, мороз – з-5, красота – с-4, нос – с-3, заяц – з-1, заснеженный – з-1, с-3.
Пора нам отыскать в классе слово “злость” и оно превратится в “звезду”.
Работа со схемами слов.
(Рисунок 5).
Задание: Соотнести схемы и слова, соединив их стрелками.
.тужа
Моро,
.нег
Молодцы!
Давайте поймаем слово “забияка”. Оно “превращается” в “зайку”.
Задание в тетрадях.
Вставить пропущенную букву с или з.
(Рисунок 6).
1 вариант: кра.ка, тру., ро.ы, .убы, .алют, ко.ы
2 вариант: ро.ы, ве.ы, арбу.ы, .мея. .лон, .ани.
(Проверка по слайду).
Ищем слово “зависть” и оно “становится” “зонтиком”.
Физкультминутка.
(Рисунок 7).
(Звучит весёлая “зимняя” музыка, дети выполняют движения в соответствии со схемами человечков на слайде).
Упражнения для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели.
Дети вправо посмотрели.
(Исполняют).
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Исполняют).
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Вперёд, назад, кругом и вниз.
И на землю улеглись.
(Дети закрывают глаза).
Задание.
Прочитать загадки и отгадать их.
Звуки с и з обозначим символами на доске. (Звоночки и зачеркнутые звоночки)
1. Скатерть бела весь мир одела. (Появляется отгадка - Снег).
2.
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла.
Боится солнца и тепла? (Снеговик).
3.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья и травы, и заросли роз? (Мороз).
4.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
|Он появится опять. (Снегирь).
5.
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза угольки, ручки – сучки.
Холодная, большая –
Кто я такая? (Снежная баба).
6. Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
Проверяем символы.
Вспомним по памяти слова – отгадки. Какое слово лишнее и почему?
Правильно, это слово “Мороз”. Во-первых, потому, что в нём буква “З”. Во-вторых, оно лишнее, так как все остальные слова – родственные.
Теперь слово “Ссора” обязательно “превратится” в “Снеговика”.
Игра: “Доскажи словечко”.
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадайка, кто же это? …….(Зайка).В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?..........(звонок)Я сижу едва не плача,
Очень трудная ……..(задача)Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ………..(зима)Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю………(зарядку)Вещунья белобока,
А зовут ее………….(сорока)
Какое слово лишнее и почему?
Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.
(Сорока “улетает” с нажатием кнопки).
Массаж биологически активных зон “Снеговик”.
(Рисунок 8).
Раз – рука,
Два – рука.
Лепим мы снеговика.
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдём морковь для носа,
Угольки найдём для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеётся он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы сплясать его попросим.Творческая работа.
Произношение звуков в предложениях. Анализ словесного состава предложения. Развитие воображения.
Игра: “Так бывает или нет?”
(Рисунок 10).
- Наступила зима, зацвели сады.
- Выпал снег, прилетели скворцы.
- Зимой праздник у ребят.
- Мы украсили берёзу.
Составление загадок – описаний.
(Рисунок 9).
Дайте определение предмета по картинке, не называя его.
(Учащемуся одевается шапочка с изображением какого-либо предмета. Дети должны называть его признаки, не называя самого предмета. Ученик должен отгадать – кто он?).
Картинки: клоун, конфета, лисичка, собачка, Снегурочка, Дед Мороз.
Молодцы! Справились с заданиями и сейчас слово “Скука” “превратится” в “солнышко” и всем станет теплее от улыбок звуков с и з.
Заключение.
(Рисунок 11).
Мы справились с заданиями! Больше никто не помешает жителям Страны звуков веселиться. Посмотрите, как они радуются украшенной вами ёлочке. К ним уже спешит с подарками Дед Мороз.
Новый год обязательно придет и принесёт много доброго и счастливого.
В заключении мне хотелось бы спросить: У каких звуков мы сегодня гостили?
Какими буквами они обозначаются на письме?
Чему мы научились на занятии?
Как добиться того. Чтобы не допускать ошибок в словах с этими звуками?
(Развивать слух и выполнять тренировочные упражнения).
Рефлексия.
У вас на столах лежат снежинки. “Личики” у них разные: грустные и весёлые. Выберите себе улыбающуюся снежинку, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите “серьёзную” снежинку.
(Дети выполняют задание).
Сегодня вы сделали доброе дело, пусть их будет больше!
Вы молодцы! Хорошо поработали ……..
Быстро справились с заданиями ……..
Красиво и аккуратно писали ……………
И было бы несправедливо, если бы Дед Мороз не привёз бы сегодня вам небольшой сувенирчик.
(Всем детям дарятся подарки из волшебного мешка).
(Рисунок 12).
С и З поздравляют нас с наступающим Новым годом!
А я благодарю вас за занятие.
Успехов вам в дальнейшем обучении!
(Все рисунки к занятию в Приложении)