Цель:
- разработка модели, способствующей созданию условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины,
- становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом.
Задачи: Анализ культурного уровня учащихся на основе анкетирования, тестирования
и устных
опросов.
Создание инициативной творческой группы из представителей общественности, учащихся,
педагогов, родителей, участвующих в реализации проекта.
Внедрение модели школьного интеллектуально - культурного центра на основе экскурсий
по литературным местам родного края и России.
Пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и
настоящему родного края и страны, развитие творческих способностей учащихся.
Распространение опыта работы через СМИ (районная газета "Маяк", "Любимая газета",
"Пензенская правда").
Деятельность в рамках проекта.
Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев, с мая 2008 года по октябрь 2008 года.
Первый этап (май 2008г.) - создание инициативной группы по поддержке выдвинутого проекта, разработка экскурсионной программы "По литературным местам Пензенской области и России, планирование и разработка основных экскурсионных маршрутов.
Второй этап (май-июнь 2008г.) - экскурсии по литературным местам в соответствии с принятой программой, сбор сведений и материалов о жизни и творчестве писателей для последующей обработки, Третий этап (июль-август 2008г.) - систематизация и обработка собранных материалов, использование в учебно-воспитательном процессе.
Четвертый этап - оценочный (октябрь 2008г.) - выявление результатов через опросы, анкетирование, тестирование родителей и учащихся.
Рабочий график
Месяц |
Мероприятие |
май |
1. Создание инициативной группы из учителей, родителей и учащихся по реализации проекта. 2. Посещение Государственного музея А. Н. Радищева (для возрастной группы 15-16 лет). 3. Посещение музея-заповедника С. А. Есенина в Константинове (для возрастной 10-14 лет). |
июнь |
1. Исторические и литературные места Петербурга. (5 музеев) 2. Посещение литературно-мемориального музея «Болдино» в Нижегородской области (для возрастной группы 10-14 лет). |
сентябрь |
1. Музей А. И. Куприна в Наровчате 2. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в Псковской области (для возрастной группы 15-16 лет). 3. Музей А.Г. Малышкина в Мокшане (для возрастной группы 15-16 лет). |
октябрь |
1. Начало создания школьного литературного
музея. 2. Обобщение опыта работы в журнале «Просвещение» Министерства образования Пензенской области. |
Результаты проекта.
Осуществление проекта приведет к долгосрочным позитивным изменениям и результатам.
Результат - Продукт.
Посетили одиннадцать литературных музеев.
Всего участвовало в мероприятии до 200 учащихся, родителей и учителей.
Разработали совместно с родителями, учащимися и учителями три экскурсионных маршрута («Пушкинские места России», «Лермонтовские места России», «Исторические места Петербурга»).
Подготовили 2 реферата: «Болдино в жизни и творчестве А.С.Пушкина», «Спасское-Лутовиново в жизни и творчестве И.С.Тургенева».
Начали переписку с современными поэтами и писателями по проблемам истории и теории литературы.
Открыли класс с гуманитарным уклоном для 25 учащихся.
Создали школьное литературное объединение «Искатель», в рамках которого осуществляется данный проект.
Начали работу по созданию школьного литературного музея, где найдут отражение результаты духовно-культурных странствий учащихся по литературным местам родного края и России.
Результат - Эффект
Возрос уровень общей культуры учащихся и родителей, воспитанники стали больше читать художественной литературы, мемуаров, воспоминаний, переписки писателей.
Повысилась творческая активность учителей, родителей и учащихся.
Проявляется интерес к истории родного края и России, русской классике 19-20 веков.
Учащиеся принимают самое активное участие в разного родах олимпиадах, викторинах, стремятся обучаться в классе с гуманитарным уклоном.
О результативности говорят прежде всего творческие работы, рефераты, научно-исследовательские работы по проблемам, обозначенным в образовательном проекте.
Результаты проекта оцениваются через анкетирование, тестирование, фронтальные проверки отдела образования и районного краеведческого музея.
Устойчивость проекта. Оценка результатов.
Данный проект способствует развитию общеобразовательной МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области, дает хорошие возможности для обновления учебно-воспитательной работы в школе. Проект учитывает деятельность, осуществляемую в регионе другими заинтересованными организациями, в первую очередь, литературными музеями области.
По окончании сроков реализации проекта возрастает интерес к нему со стороны общественности, что позволит проекту существовать в дальнейшем за счет спонсорской помощи. Достижения данного проекта будут сохранены и расширены, так как интерес к нему постоянно возрастает.
Есть реальная возможность реализации проекта в любой школе Российской Федерации. Проект доступен школе любого типа и может быть реализован усилиями заинтересованной команды.
Обобщение опыта работы проводилось в апреле 2003 года на научно-практической конференции «Традиционное и новаторское в современном образовании» в секции «Технология современного урока» в ИПК и ПРО, в ноябре 2003 года на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация региональной системы образования», в январе 2004 года на научно-практической конференции «Мая малая Родина». Доклады опубликованы в сборниках ИПК и ПРО.
Доступ к данному проекту планируется обеспечить через обобщение опыта в журнале «Просвещение» Министерства образования Пензенской области.