Информационный материал в помощь учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков здоровья

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цели занятия:

  • выявить уровень знаний, активизировать мыслительную деятельность, закрепить модели поведения в экстремальных ситуациях;
  • развивать умения переносить знания, полученные на занятиях в повседневную жизнь;
  • формировать убеждения о пользе здорового образа жизни как самой главной ценности.

Организационные моменты:

I. “Сотвори солнце в себе”

В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласк. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем.

II.

Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
А урок принесет нам удачу,
И здоровье, и радость нам всем.

III. Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

IV.

На пороге тысячелетия.
Наступает момент, когда
Мы за все бываем в ответе,
Перелистывая года.
Человек покоряет небо,
Чудо техники изобретает,
Но, приобщившись к дурным привычкам,
О здоровье своем забывает.

Ученик читает стихотворение.

Сигаретная страна –
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее ступил,
Сигарету закурил, Тот во многом прогадал,
Тот здоровье потерял. Лучше спорт, компьютер, книжки
Для девчонок и мальчишек.
Научись ответить “нет”
Любой пачке сигарет!

V. До середины XX века считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Ребята, вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Разве он здоров? Или еще пример: постоянно пьяный человек. У него тоже ничего не болит, но можно ли его считать здоровым?

Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

Главные факторы здоровья: движение, питание, режим, закаливание. Факторы, ухудшающие состояние здоровья: употребление алкоголя, курение, наркомания.

VI. Самое драгоценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Здоровье не купить ни за какие деньги, его нельзя попросить у друга или просто знакомого человека. Здоровье нужно научиться беречь.

Оздоровительные минутки:

I.

Упражнение “Деревце” (для осанки).

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.

II.

Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья.
Давайте проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой:
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели.
Ах! - и встали
Ох! - сели.
Снова встали, сели, встали.
Пальцы сжали и разжали,
Не устали?
(Нет).

III. Зарядка для глаз: “Буратино”

Закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Считаю медленно от 1 до 8. Представьте, что ваш носик начинает расти и продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А сейчас я буду считать от 8 до 1, а вы ребята следите за уменьшением своего носика. - Молодцы, можно продолжать.

IV. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Раз, два – мы проснулись,
Три – в кровати потянулись,
Четыре – солнцу улыбнулись.
Пять – кровать заправляем,
Шесть - лицо мы умываем,
Семь – зарядку выполнять,
Восемь – душ скорей принять.
Девять – быстро обтираться,
Десять – надо одеваться,
Срочно в школу собираться.
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!

“Сказка ложь, да в ней намёк…”

I. В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся. В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымленном городе: их встретили маленькие желтые человечки с желтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящиеся трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твердым намерением узнать все о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки. Давайте поможем волшебникам и расскажем им все, что знаем о табаке и табачном дыме.

Чем вредно пассивное курение?

II. Встреча со сказочным героем

Стук в дверь (звучит мелодия песни: “Кто людям помогает?”). Входит девушка Шапокляк.

Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Вы меня узнали? (Да)

Правильно! Я к вам пришла из книжки

Историю хочу всем вам здесь рассказать,

Как из старухи получилась девушка Шапокляк. (Учитель в костюме девушки Шапокляк)

Была: старуха - вредная,
Раздражительная,
Капризная -
До всего хорошего — ненавистная.
Лариска у меня была страшная, серая,
А теперь, посмотрите-ка, совсем почти белая
За лето это пятнышко обязательно пройдет
(Показать учащимся домашнюю крысу)

Околдовал меня своим ядом
Злой - презлой гражданин
Всем известный, гадкий - Никотин.
Чудище он - ужасное,
Страшное - престрашное.
За мною гонялся
На жизнь покушался.
Злым ядом околдована
Жила я много лет
Травил он нас с Ларискою
Дымом сигарет.

Поняла - так больше не могу!
Все щас лягу и помру.
Хорошо, что встретился
Мне доктор Айболит,
Дал совет как жить,
Что делать,
Чтоб Никотина победить.
Заниматься спортом
Начала я каждый день.
Книг читаю много,
Прочь отогнала я лень.
А еще хожу по свету
И людям помогаю.
От пагубной привычки
Их я избавляю.

И сегодня неслучайно
В гости к вам, друзья пришла.
Стало мне известно, что ваш город
Посетила страшная беда.

Разве что-то есть такое,
Что надолго можно скрыть?
Второклассник в вашей школе
Потихоньку стал курить.

У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика.

Начал кашлять дурачок,
Вот что значит - табачок!
- Есть у вас такой ребенок? (Нет)

- Точно нету?!

- Хорошо! Раз не травите себя сигаретами,
Я угощу вас всех сегодня конфетами…
Ребята, если об учащемся этом вы только услышите,
Обещайте, что письмо мне сразу напишите.
А если промолчите, когда узнаете
Уваженье, друзья, к себе потеряете!

III. Фрагмент из мультфильма “Ну, погоди!” (где Волк пытается “выкурить” Зайца из телефонной будки при помощи дыма от сигарет

Информация для учителя

Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить?

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент — ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину; во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

Следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные — тут и неорганизованный досуг, и любопытство (“а что будет, если...”), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться...

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

Чтобы ребенок не закурил...

Подсказки психолога: что классному руководителю нужно говорить родителям, которые не знают, как им подстраховаться, чтобы их ребенок не начал курить.

Подросток чаще всего начинает курить, чтобы продемонстрировать всему миру, что он уже вырос: ведь общество разрешает курить взрослым, но не позволяет это делать детям. Чтобы подобных искушений у ребенка не было...

- Считайтесь с ним, уважайте его взгляды, не подавляйте его

Курение для подростка — жест “Я теперь взрослый” Психологи считают, что, если родители не подавляют взрослеющего ребенка, а постепенно позволяют ему все больше и больше вопросов решать самостоятельно: с кем дружить, какую музыку слушать, какой моде следовать, как стричься и так далее, — у него не будет острой потребности доказывать свою взрослость с помощью сигареты.

Не забывайте время от времени отпускать поводок! Нелепую подростковую манеру одеваться можно и перетерпеть ради того, чтобы наследник не привык к никотину.

- Помогайте ему стать хоть в чём-то более успешным и более компетентным, чем сверстники.

Подростку очень важно иметь авторитет у окружающих его ребят. Часто он начинает курить, чтобы казаться в глазах своей компании человеком опытным и искушенным. Но если у него есть какое-то увлечение, где он лучше других — лучше одноклассников играет на гитаре, или катается на сноуборде, или разбирается в компьютере, - авторитет среди друзей ему и так обеспечен и не нужна тогда сигарета

Не можете бросить? Кайтесь. Но ни в коем случае не вставайте в позу: Я взрослый — мне можно, а ты пока еще ребенок — поэтому тебе нельзя”.

Психологи считают, что так вы только подтолкнете подростка к курению. Если вы курите сами, активно запрещать это делать ребенку хуже, чем вообще молчать. Подростковый возраст — возраст максимализма. Подростки совершенно не приемлют двойной морали, которой грешим все мы, взрослые: Конечно, этого делать нельзя, но в данном случае в виде исключения немножко можно.

Курите? Тогда ваши дети имеют гораздо больше шансов пристраститься к этой пагубной привычке, чем дети некурящих родителей. По расчетам наркологов, вероятность того, что подросток закурит уже в 12 лет, достигает 80%, если в его семье курят трое взрослых, и 40%, если курит хотя бы один человек.

Подумайте. Может, вы решитесь бросить курить ради того, чтобы ваш ребёнок не пристрастился к этой вредной привычке? Это будет сильный ход, подросток его оценит.

Главная претензия подростков к нам, взрослым, что мы, по их мнению, всё время врём.

Поэтому единственный выход для курящего родителя — покаяться: “Да, я сделал глупость, что когда-то начал курить... Теперь у меня от курения такие-то и такие-то проблемы со здоровьем... Поэтому мне не хотелось бы, чтобы ты повторил мою ошибку”.

А там уж, как он решит.

- Подскажите ему, как отказаться от предложения закурить.

Алгоритм отказа ребенку надо освоить заранее, чтобы он не растерялся, когда во дворе ему предложат сигарету, чтобы не боялся, что в случае отказа он услышит насмешку: “Ты что, слабак?”

Насмешки он не услышит, если отказ построит, как советуют психологи: отказ + аргумент + встречное предложение.

Аргументом может быть слабое здоровье: “Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипедах?”

Или уже существующий отрицательный опыт: “Я пробовал, мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике семь раз?” Или: “А ты видел новый клип Алсу?”

Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Сделав встречное предложение, ваш ребенок достойно выходит из сложной ситуации.

Список литературы

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2007
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры 1-5 кл. – М., 2004
  3. Игольницына Л.М., Семенова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально – негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. – М., 2006
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М., 2004
  5. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Здоровье здоровых. – М., 1987
  6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007
  7. Начальная школа плюс до и после. Научно- методический журнал. – М., 2007
  8. Учебное пособие для учителей по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. – М., 2000
  9. Педсовет № 4 . Газета для учителей начальной школы.- М., 2007