Использование игры в решении воспитательных задач

Разделы: Классное руководство


“Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства,” – пишет С.Т. Шацкий. Игра – это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качества поведения. Поэтому использование игровых ситуаций во внеурочной деятельности помогает решить многие воспитательные задачи. Функции игры – это её разнообразная полезность:

  • игра меняет эмоциональное состояние (как правило, в сторону улучшения),
  • игра – метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их активности,
  • игра побуждает к самопознанию, создает условия внутренней активности личности,
  • игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение,
  • игра – деятельность коммуникативная,
  • игра – пространство для самореализации,
  • игра – сильнейшее средство самореализации ребёнка.

Для того, чтобы игра превратилась в подлинное сотворчество учителя и учащихся, необходимо соблюдать правила:

  • игровая деятельность должна быть мотивирована,
  • учебная игра должна быть значима для каждого ученика,
  • обстановка должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания,
  • содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для учащихся,
  • игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Оно должно обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

В заключение хотелось бы привести слова М.Г .Ермолаевой: “В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии”.

В качестве иллюстрации хотелось бы привести сценарий праздника для пятых классов “Широкая Масленица” и сценарий литературной игра для шестых классов “Эта старая, старая сказка” (по творчеству Г.-Х. Андерсена).

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.

Сценарий праздника для пятых классов.

Цели:

  • сформировать представление о славянском празднике Масленица;
  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • воспитать любовь и уважение к народным традициям.

Зал, в котором будет проходить мероприятие, должен быть празднично украшен. Для украшения можно использовать воздушные шарики, разноцветные ленточки, яркие платки и шали, символическое изображение солнца и т.п. Немного в стороне, но так, чтобы всем было хорошо видно, помещается чучело Масленицы.

Ребята, пришедшие на праздник, рассаживаются по классам. Выступающие находятся со своими классами и в нужный момент выходят в центр зала для выступления, а затем возвращаются назад. Таким образом, создаётся ощущение всеобщей вовлеченности в праздничное действие, тем более, что в играх принимают участие все желающие. Масленица – праздник всеобщий, поэтому я преследовала цель – приобщить к проведению мероприятия наибольшее количество ребят из всех присутствующих классов. Ребята сами создают для себя праздник и сами его проводят, учитель лишь помогает им в этом.

Каждый класс приходит на праздник в русских народных костюмах (сарафанах, косоворотках) или использует элементы национального костюма (платки, веночки, сделанные из яркой цветной бумаги, картузы). Можно сделать маски животных.

Перед началом мероприятия необходимо также подготовить место для блинов, которые ребята приносят из дома. Блины разложены на подносах и тарелках, на которых указан класс, а возможно, и фамилия хозяина. Такая подготовка поможет избежать сутолоки в момент, когда ребята пойдут угощать блинами своих одноклассников.

В то время, когда ребята будут собираться в зале, звучит веселая русская музыка (например, песня группы “Ивана Купала” “Кострома”).

Действие происходит не на сцене, а в самом зале. Для этого надо освободить середину. Ребята, переодетые коробейниками, располагаются неподалеку от места действия. В их коробах (коробках, оклеенных цветной бумагой) лежат пряники, баранки, сушки, леденцовые петушки и т.п. Всем выступающим коробейники дарят какое-нибудь угощение.

В центр выходят трое выступающих (в руках держат бубны или трещотки).

- Здравствуйте честные гости!
Проходите! Не стесняйтесь!
Все смотрите! Улыбайтесь!
- Может, где сказка и кончается,

А у нас Масленица начинается.
Веселья у нас много разного!
Подходи, смотри,
Будем Масленицу праздновать!

- Сыграем, спляшем, руками помашем,
Ногами потопаем, а то и руками похлопаем!
Подходи, честной народ,
В скомороший хоровод (с последними словами выступающие ударяют в бубны).

Звучит веселая плясовая музыка, ребята уходят к своим классам. Учитель (или ведущий) приветствует присутствующих:

- Здравствуйте, ребята! Я рад (а) приветствовать вас! Сегодня мы будем праздновать веселый праздник Масленицу! Итак, давайте знакомиться.

(Ребята называют свой класс и шумно приветствуют друг друга).

На середину выходят двое выступающих (мальчик и девочка).

Мальчик:

- Масленица – один из самых древних, самых любимых, веселых и разгульных народных праздников. Первоначально этот праздник посвящается богу скотоводства и торговли – Велесу. (В этот момент выходит мальчик в шубе, взлохмаченный. Он представляет собой Велеса.) Велес также был богом мудрости и богатства. Велес или Волос представлялся могучим и мохнатым – волосатым, похожим на медведя. И праздник его отмечали в пору пробуждения медведей, т.е. в начале весны.

Девочка:

- Позже этот праздник называли Масленицей. (В этот момент к “Велесу” подходит девочка, одетая в сарафан, украшена венком из цветов, – Масленица. “Велес” и “Масленица” кланяются друг другу и встают рядом). Масленица предшествует Великому посту и справляется за 7 недель до Пасхи.

Обе пары (ведущие и Велес с Масленицей) берут друг друга за руки и под веселую плясовую музыку уходят к своим классам.

На “сцену” выходят трое выступающих.

- Издавна любили на Руси Масленицу – праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой и прославляли весну.

- Загорись, моя лучина.
Улетай, зима-кручина.
Ветры, вьюги и бураны,
Вихри, бури, ураганы
Хватит дуть что мочи,
Улетайте к ночи!

- Веселье продолжалось целую неделю. В дни Масленицы устраивались катания на санях, с ледяных гор, игры и затеи заполняли все дни. Устраивались прямо на улицах гуляния с песнями, круговыми плясками, ряжеными.

Во время выступления за спинами ребят выстраиваются три пары (одна пара за другой). Выступив, ребята кланяются в пояс и садятся на место. На “сцене” остаются три пары (мальчик и девочка). Они читают стихи речитативом:

Первая пара:

- Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!

- А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает,
Широкая во двор вступает.

(Выступающие кланяются друг другу и отходят в сторону).

Вторая пара:

- Все на кониках вороных,
Все на саночках расписных,
А мы, девушки, её привечаем,
А мы, красные, её встречаем,
Веселенько в хороводах гуляем.

- А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.

(Выступающие кланяются друг другу и отходят в другую сторону).

Третья пара:

- Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна.
А на горушку снеги сыплют,
А нас мамоньки домой кличут.

- Нам домой идти не годится.
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, Масленица-кривошейка,
Покатай-ка нас хорошенько.

Третья пара делает шаг вперед. Таким образом, все три пары перестраиваются в шеренгу и затем исполняют веселый танец (например, под песню “Коробейники”).

Следующее выступление – исполнение хором русской народной песни. На уроках музыки заранее разучивается какая-нибудь веселая русская народная песня. Хор создается из учеников тех же пятых классов.

Перед выступлением выходит скоморох со словами:

- Нам везде надо успеть
И сплясать и песню спеть.

Далее выстраивается хор и исполняет песню.

После исполнения песни ребята проходят на свои места, остаются на “сцене” 8 выступающих и по порядку произносят слова.

1-й выступающий

- Каждый день масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как его празднуют.

2-й выступающий

- Понедельник – встреча Масленицы. Люди поднимались на высокую гору, пели песни, зазывали Масленицу.

3-й выступающий

- Вторник – “заигрыш”. В этот день парни искали невест, а девицы – женихов.

4-й выступающий

- Среда – “лакомка”. А в этот день приглашали в гости родных и угощали блинами.

5-й выступающий

- Четверг называли “разгуляем”. Люди катались по улицам, устраивали игры, кулачные бои.

6-й выступающий

- Пятницу называли “тещиными вечерами”. В этот день приглашали тещу на блины.

7-й выступающий

- Суббота – “проводы”. В этот день провожали зиму, сжигали чучело Масленицы и встречали весну.

8-й выступающий

- Воскресенье называли “прощенным днем”.В последний день все просили прощения друг у друга, начинался Великий пост.

(Каждый выступающий, сказав свои слова, поворачивался к следующему и кланяется ему, как бы передавая очередь. Выступив, ребята разбиваются на пары и проходят на свои места).

На “сцену” выходят трое ребят: ведущий, девочка в русском народном костюме – Масленица, мальчик в народном костюме – Семик. Разыгрывается небольшая сценка.

Ведущий:

- Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Семик:

- Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ведущий:

- Приезжала честная Масленица, широкая боярыня к Семику во двор. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет в тесовый терем, за дубовый стол. Как и она ль честная Масленица душой повеселилася, речью наслаждалася. (В это время Семик кланяется и приглашает Масленицу. Масленица выходит к Семику).

Масленица приехала! Масленица приехала! (Семик берет под руку Масленицу и ведет под музыку по кругу. Возле каждого класса они останавливаются, кланяются в пояс присутствующим и садятся на свои места).

Учитель (или ведущий праздника):

- Ну что, ребята, повеселим Масленицу. Покажем, какие мы веселые и дружные, как мы умеем играть и радоваться.

Первая игра для всех желающих – “Золотые ворота”.

В середине зала по кругу встают парами ребята, берут друг друга за руки и руки поднимают вверх, делая таким образом воротики. Можно сделать четыре-пять воротиков. Под музыку остальные участники идут друг за другом, проходя под воротиками. Когда музыка прекращается, ребята закрывают ворота. Пойманные игроки отправляются на свои места. Оставшихся ребят (3-5 человек) коробейники награждают сладостями.

Игра для мальчиков – “Петушиный бой”.

На полу мелом очерчивается 2-3 круга (диаметр 2-3 метра). Ребята делятся на пары и встают в центр круга. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом так, чтобы “противник” либо встал на обе ноги, либо выпрыгнул из круга. В этом случае игрок считается побежденным. Перед началом игры участники должны договориться, как держать руки, прыгая на одной ноге: на поясе, скрестно, за спиной. Руками толкать друг друга нельзя. Победителям коробейники предлагают угощение.

Игра для девочек – “Лошадки”.

Все участники делятся на тройки, в каждой из которых есть кучер и две лошадки. Пока звучит музыка лошадки разбегаются в разные стороны, как только музыка прекращается, лошадки должны занять своё место. Те ребята, кто позже всех займет своё место, выбывают из игры. Победителей коробейники угощают.

Следующая игра называется – “Перетягивание каната”.

На середине каната привязывают яркую ленту, на полу чертят полосу. Равное количество ребят встают по разные стороны и под музыку перетягивают канат. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется ленточка. Можно несколько раз повторить эту игру.

Все победители награждаются сладостями.

(Продолжается праздник).

Скоморох:

- Слушай-ка, честной народ,
Что же будет далее,
Знали вы заранее,
Чутче ухо, зорче глаз,
Слушайте же нас сейчас!

Скоморох уходит на свое место, а на “сцене” появляется следующий выступающий.

Выступающий:

- Масленица была в первую очередь праздником молодежи. Больше всего внимания и почестей оказывали молодоженам. В эти дни юноши выбирали себе невест, а девушки женихов.

Звучит медленная русская народная песня (например “Помню, я ещё молодушкой была”),

Из зала выходят на середину несколько мальчиков и приглашают девушек на танец. Ребята исполняют танец.

Учитель (или ведущий праздника):

- В старину одним из наиболее популярных развлечений были кулачные бои.

Выступающий:

- Эй, народ наш озорной,
Сейчас увидите вы славный бой.
По традиции старинной,
По легенде самой длинной
Объявляем сей же час
Бой кулачный лишь для вас!

(Для кулачного боя надо подготовиться заранее. Необходимо сшить две большие рукавицы (размером с подушку) и наполнить их синтепоном.)

В центре “сцены” чертится круг. В этот круг встают двое мальчиков, в руках у них по “боксерской перчатке”. Задача каждого – выбить из круга противника. Во время “боя” звучит веселая музыка. Посоревноваться могут ребята из разных классов. Победители награждаются сладостями.

На “сцену” выходят двое выступающих и по очереди говорят:

- Мы плясали для вас,
Мы играли для вас,
Теперь вы отгадайте
Загадки для нас!

– Берега железны, рыба без костей, вода дорога.

(Сковорода, блин, масло).

- На сковородку – ручейком, со сковородки – солнышком. (Блин).

- Круглый, румяный,
В рот просится. (Блин).

Учитель (или ведущий праздника):

- Правильно, ребята, эти загадки о блинах.

Наверное, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом солнца. Ритуальное съедение блина – во славу весны, плодородия земли. Также блин является поминальной пищей. Первый блин хозяйка оставляла “на угощение” всем умершим родственникам.

На “сцену” выходят двое ведущих и по очереди говорят:

- (весело) Как на Масленой неделе
Из трубы блины летели,
Уж блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои.

- У меня-то есть сестрица,
Печь блины – вот мастерица.
Напекла уж кучек шесть.
Семерым их не поесть.

- А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор.
- Друг на друга поглядели,
Да блины-то все и съели.

- (вместе) Хороши были блины!

Выступающие уступают место другой паре (проходя мимо друг друга они кланяются), в которой одна из выступающих – девочка. На её голове повязан платок, на груди – передник.

- Блины пекли до конца недели. Накануне понедельника, вечером, женщина выходила на улицу и зазывала месяц.

Выступает вперед девочка в платке и говорит:

- Месяц ты, месяц, золотые рожки! Выгляни в окошко, подуй на опару!

Вновь говорит первая (ый) выступающая (ый):

- Все хозяйки готовили блины по своим рецептам.

Пара выступающих уступает место другой паре (проходя мимо друг друга они кланяются):

- (задорно) Вот румяные блины!
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем!
- Разбирайте, хватит всем!
Что за праздник без блинов!
Налетай без всяких слов!
- С пылу, с жару, из печи!
- Все румяны, горячи!

Под веселую плясовую музыку ребята, приготовившие блины, угощают своих одноклассников (Некоторые ребята приносят из дома не только блины, но и к ним – варенье, сгущенку и т.п.; готовят блины с различными начинками. Важно не забыть приготовить бумажные салфетки).

Учитель (или ведущий):

- Ребята, вам понравились блины?! Давайте аплодисментами поблагодарим наших кулинаров (Звучат аплодисменты).

Проводы Масленицы устраивались как правило в субботу.

На “сцену” выходят 6 выступающих и проговаривают заклички, последний в руках держит чучело Масленицы.

- По старинному русскому обычаю

Зиму провожаем – Зиму-Масленицу сжигаем.

- По традиции старинной
В хороводе мы сейчас
Зимушку проводим дружно
И простимся сей же час!

- Прощай Зимушка-зима!
Погостила ты сполна,
А теперь прощай, прощай,
Снова в гости приезжай!

- Прощай, Зимушка-зима!
Как придет твоя пора –
Приезжай к нам погостить,
Мы тебя будем любить,

А теперь прощай, прощай,
Нас всё лето вспоминай!
– Красно солнышко,
В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!
- Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весною красною вернись!

- (все вместе) Прощай, Зимушка!

Здравствуй, Весна-красавица!

Выступающие ребята образуют круг, при этом выступающий, который держит Масленицу, оказывается в центре.

Следом за ними остальные ребята образуют несколько кругов вокруг первого, так чтобы все присутствующие смогли поместиться в зале.

Образовав такой многослойный хоровод, ребята хором произносят “заклинание”, которое они предварительно выучили:

- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птички пели,
Травки зеленели,
Небеса синели
И колосья зрели!
Чтобы все невзгоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть горят, сгорают,
К солнцу улетают!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!

Затем под музыку (а возможно под песню, которую исполняет кто-нибудь из детей) ребята ведут хоровод (можно направлять круги в разные стороны).

На этом праздник заканчивается, и все прощаются до следующего года!

“ЭТА СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА”.

Сценарий литературной игры по сказкам Г-Х Андерсена.

Цель: формирование познавательного интереса к личности и творчеству Г-Х Андерсена.

Задачи:

  • приобретение новых знаний о творчестве Г-Х Андерсена и его сказках,
  • развитие основ творческой деятельности в процессе игры, развитие элементов воображения, умения отстаивать свою точку зрения,
  • развитие инициативы, творчества, организаторских качеств, воспитание сплоченного коллектива учащихся и доверительного отношения к учителю.

Подготовительная работа:

1. Формирование команд.

2. Домашнее задание командам:

  • название команды,
  • эмблема,
  • приветствие,
  • инсценировка эпизода сказки Г-Х Андерсена (на выбор).

В игре принимают участие учащиеся пятых (шестых) классов. Игра проводится в актовом зале. В центре зала устанавливаются столы для игроков, возле этих столов, на некотором расстоянии располагаются места для болельщиков. Зал можно украсить иллюстрациями из сказок Андерсена (выполненных на больших листах), воздушными шарами, искусственными цветами. Необходимо также установить стол для жюри. Ведущий находится возле сцены.

Учитель (или ведущий):

- Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на сегодняшней игре, которая называется “Эта старая, старая сказка”. И посвящена эта игра творчеству великого датского сказочника – Ганса Христиана Андерсена.

(Звучит спокойная музыка как фоновое сопровождение).

В 1805 году в городе Оденсе, в бедной каморке, проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга. Это был молодой двадцатидвухлетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знавшая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Муж только недавно вышел в мастера и собственными руками сколотил всю обстановку своей мастерской и брачную кровать. На эту кровать пошел деревянный помост, на котором незадолго перед тем стоял во время печальной церемонии гроб с останками графа Грампе. Уцелевшие на досках кровати полосы черного сукна ещё напоминали о прежнем их назначении, но вместо графского тела, на помосте лежал 2 апреля 1805 года живой плачущий ребенок – Ганс Христиан Андерсен. И сегодня мы с вами поговорим об этом замечательном сказочнике. (Небольшая пауза. Музыка прекращается).

Итак, сегодня в зале присутствуют 4 команды шестых классов, болельщики, классные руководители и уважаемое жюри.

Что ж, я думаю, наступил момент нам познакомиться. В первую очередь я хочу представить наше жюри. В состав жюри входят:…

А теперь послушаем представление команд и то, как горячо поддерживают свои команды болельщики….

Классных руководителей попрошу сесть поближе к своим детям. Вы сможете им помочь во время конкурсов.

(Примечание. Разрабатывая сценарий этой игры, я преследовала цель – привлечь к игре максимальное количество ребят, чтобы не только члены команды выполняли задания, но и болельщики, чтобы они чувствовали свою значимость, понимали, что и они могут повлиять на результат игры, а также все присутствующие ребята чувствовали поддержку своего классного руководителя. Я уверена в том, что подобные игры носят не только познавательный характер, развивают творческий потенциал, но и помогают сплотить коллектив учащихся и поддержать добрые, доверительные отношения между учениками и учителем).

- Итак, начнем нашу игру! Первая часть игры будет посвящена личности Андерсена, а вторая – его сказкам.

Первый конкурс – разминочный. На столе у каждой команды лежат портреты известных поэтов и писателей. Пожалуйста, найдите среди них портрет Г-Х Андерсена.

(На это задание отводится 1-2 минуты, в это время звучит музыка. Результаты оглашаются сразу. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл).

Второй конкурс.

- Ну, если вы, ребята смогли так легко и быстро справиться с этим заданием, я придумала вам задание посложнее.

Каждая команда получает конверт. В нем находятся записки с реальными и вымышленными фактами из жизни Андерсена. Выберите, пожалуйста, те факты, которые действительно относятся к творчеству Андерсена и положите их в конверт.

Такой же конверт получают и болельщики и выполняют то же самое задание. Если правильные ответы игроков и болельщиков совпадут, то очки команды удваиваются.

(Ребята выполняют задания. Во время выполнения задания звучит спокойная классическая музыка).

Задание:

1. Родился в 1799 году в богатой семье, в детстве получил хорошее образование, был окружен дорогими игрушками, богатой одеждой и роскошной обстановкой.

2. Родился в 1805 году в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни нарядной одежды, ни дома с роскошной обстановкой

3. Обрел известность лишь после смерти. В Летнем саду установлен памятник этому писателю.

4. Уже стариком сказочник приехал в свой родной город. Город ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь.

5. Особенно известны были стихи и песни этого поэта. Одна из его песен стала гимном страны, в которой он жил.

6. У писателя была большая дружная семья: трое братьев и семь сестер. Все они работали на ферме, а после трудового дня играли в домашнем театре.

7. Родина этого писателя – Дания.

8. Родина этого писателя – Германия.

9. Путешествовал на корабле. Побывал в Африке. Свои впечатления отразил в одной из сказок.

10. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов.

11. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Поступил там в университет , спустя годы успешно закончил его, получил должность дипломата.

12. Писатель прожил 70 лет. В день его похорон в Дании был объявлен национальный траур. Безвестный мальчик из Оденсе прославил на весь мир и на все времена свою страну.

13. Умер в возрасте 55 лет в глубокой нищете. Неизвестно, где похоронен.

14. Современники знали, в отличие от нас не только Андерсена-сказочника, ведь его творческое наследие значительно обширнее: 5 романов и повесть “Счастливчик Пер”, более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары “Сказка моей жизни”, обширная переписка, дневники.

15. Писателя прославили сказки.

16. Увлекался скульптурой и живописью. Несколько полотен этого писателя помещены в Русском музее.

(Правильные ответы: 2,4,7,10,12,14).

Итак, Чтобы обработать результаты, нашему жюри понадобиться немного времени. Мы же с вами узнаем правильные ответы прямо сейчас. (Ведущий зачитывает правильные ответы).

Итак, продолжаем игру. Наша игра называется “Старая, старая сказка…” И говорить мы сегодня будем конечно же о сказках…сказках великого сказочника Андерсена.

(Звучит спокойная музыка в качестве фона ведущий медленно читает текст).

Сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из воспоминаний детства. “Моя родина Дания, – говорил он в автобиографии, – поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым…” (музыка заканчивается).

Сюжет сказки, о которой речь пойдет в следующем конкурсе, тоже подсказала народная поэтическая культура родины сказочника.

Конкурс “Пазлы”.

Из частей ребята собирают целую картинку – иллюстрацию к сказке Андерсена и отгадывают название сказки. Три очка получает команда, первой собравшая картинку и правильно отгадавшая название сказки. Два очка – вторая команда, одно очко – третья команда, последняя команда не получает ни одного очка.

(Во время конкурса звучит веселая музыка).

Конкурс.

А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Андерсена. На карточках, которые вы получили, перечислены предметы. Отгадайте, к какой сказке принадлежат все эти предметы.

(За правильный ответ команда получает один балл).

1 карточка:

  • табакерка
  • танцовщица
  • оловянное сердечко
  • лодочка из газетной бумаги.

2 карточка:

  • дворец морского царя
  • плакучая ива
  • принц
  • колдунья

3 карточка:

  • ведьма
  • колодец
  • собачка с глазами, точно чайные плошки
  • ранец с золотыми

4 карточка:

  • скотный двор
  • курица Коротконожка
  • кот
  • прекрасные лебеди

(Правильные ответы: 1 – “Стойкий оловянный солдатик”; 2 – “Русалочка”; 3 – “Огниво”; 4 – “Гадкий утенок”).

Конкурс.

Продолжим наши исследования в том же направлении. Усложняю задачу.

На столе расположены предметы, относящиеся к одному из героев сказки, которая выпадет вам по жребию. Вначале подойдите и получите карточку с названием сказки, а затем выберете предметы, которые могут принадлежать герою вашей сказки.

(К данному конкурсу следует подготовиться заранее. На столе лежат различные предметы. Среди них находятся предметы, относящиеся к героям сказок, например: цветок тюльпана в цветочном горшке, ореховая скорлупка, крылышки эльфа относятся к Дюймовочке; горшочек с бубенчиками, кнут пастуха, шляпа принадлежат Свинопасу; горошина, корона, подушка – Принцессе на горошине; крапива (можно использовать искусственные цветы), спицы, белоснежный цветок – Элиза (героиня сказки “Дикие лебеди”). Во время конкурса звучит легкая музыка

Отобрав предметы, ребята выполняют вторую часть задания: выбирают реплику, принадлежащую своему герою, и выразительно произносят её.

“ Прощай, миленькая птичка, – сказала Дюймовочка. – Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были зеленые, а солнышко так славно грело!” (Сказка “Дюймовочка”).

“ О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающею моё сердце! – думала Элиза, – Я должна решиться! Господь не оставит меня!” (Сказка “Дикие лебеди”).

“ Теперь я только презираю тебя! – сказал принц. – Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!” (Сказка “Свинопас”).

“ Aх, очень дурно! – сказала принцесса.- Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!” (Сказка “Принцесса на горошине”).

- Молодцы! Вы замечательно выступили. Я думаю, что все догадались, каких героев вы представляли. (Ребята представляются).

(В качестве дополнительного задания, можно попросить ребят объяснить, почему они выбрали именно эти предметы).

- Теперь, ребята, когда мы вспомнили так много сказок, переходим к новому конкурсу.

Конкурс.

Каждая команда получает задание. Такое же задание получают и болельщики. Вам предлагаются отрывки из текстов сказок. Ваша задача: правильно отгадать названия сказок. (Во время выполнения конкурса звучит музыка).

Отгадайте, из каких сказок Андерсена приведенные ниже строки:

1. “ Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди”. (…………..).

2. “Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое! Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа”. (………………….).

3. “Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там глубоко-глубоко под землёй и никогда не выходить на солнце, – крот ведь терпеть его не мог”. (…………..).

4. “– Да , я люблю тебя! – говорил принц. – У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и похожа на молодую девушку, которую я видел однажды и, верно, больше уже не увижу! Я плыл на корабле, корабль разбился, волны выбросили меня на берег вблизи какого-то храма, где служат богу молодые девушки; самая младшая из них нашла меня на берегу и спасла мне жизнь”. (…………..).

5. “Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает отчего – от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече”. (…………..).

6. “Вместо бархата и шелка дали бедняжке связку набранной на кладбище крапивы; эта жгучая связка должна была служить Элизе изголовьем, а сплетенные ею рубашки-панцири постелью и коврами; но дороже всего этого ей и не могли бы дать, и она с молитвой на устах вновь принялась за свою работу”. (…………..).

7. “Вот принцесса отправилась со своими фрейлинами на прогулку и вдруг услыхала мелодичный звон бубенчиков. Она остановилась и вся просияла: она тоже умела наигрывать на фортепиано “Ах, мой милый Августин”.Только одну эту мелодию она и наигрывала, зато одним пальцем”. (…………..).

8. “В большом городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка”. (…………..).

9. “– Вот как идут дела на белом свете! – сказала утка и облизнула язычком клюв.- Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех!

- Славные у тебя детки ! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке.-

Все очень милы кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!” (…………..).

10. “Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте. Ни одно платье короля не вызывало ещё таких восторгов.

- Да ведь он голый! – закричал вдруг какой-то маленький мальчик”.

Ответы к заданию:

  1. “Огниво”.
  2. “Принцесса на горошине”.
  3. “Дюймовочка”.
  4. “Русалочка”.
  5. “Стойкий оловянный солдатик”.
  6. “Дикие лебеди”.
  7. “Свинопас”.
  8. “Снежная королева”.
  9. “Гадкий утенок”
  10. “Новое платье короля”.

(Жюри обрабатывает результаты конкурса. А ведущий зачитывает отрывки сказок и называет правильные ответы).

- Ну вот и наступил заключительный конкурс – ваше домашнее задание-инсценировка отрывка сказки. (Ребята заранее получают задание подготовить инсценировку отрывка сказки). В каком порядке будут выступать команды решит жребий.

Выступление команд.

- Итак, подошла к концу наша игра и прежде, чем огласить результаты, я хотела бы поблагодарить всех участников и болельщиков, а главное ваших учителей, которые помогли вам подготовиться к мероприятию.

Огласить результаты нашей игры и наградить участников я попрошу наше жюри.

(Награждение).

До свидания, ребята! До новых встреч!