Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля с элементами лингвистического анализа текстов.
Оборудование: портрет В. И. Даля, четырехтомный «Словарь живого великорусского языка, портрет Б. Ахмадулиной.
ХОД УРОКА
1. На партах текст. Учащиеся знакомятся с ним.
… Следует назвать писателя, который скрыл свое имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания, он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живостью его слово. Все у него правда и взято так, как есть в природе.
Задания:
– Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный).
– Как вы понимаете дельный? (Дельный –
жаждущий дела, важного и интересного).
– Природная острота. Как прокомментировали бы
лексическое значение словосочетания? (Проницательный,
хорошо воспринимающий).
– Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень
точное и яркое слово).
– Найдите в тексте слово в устаревшем написании.
Запишите его по современным правилам орфографии.
(Козак – казак).
– О ком идет речь в данном тексте? (Владимир
Иванович Даль)
2. На мультимедийном экране дана статья из Энциклопедического словаря о Дале.
Даль Вл. Ив. (1801 – 72, рус. писатель, лексикограф,
этнограф, ч.- к. Петерб. АН (1838). Очерки (30 – 40 гг.) в
духе натуральной школы под псевд. Казак
Луганский. Сб. «Пословицы русского народа» (1861 –
62). Созд. «Толковый словарь живого великорусского
языка» (т. 1 – 4, 1863 – 66), за который удостоен звания
почетного академика Петерб. АН (1863).
– Прочитать данную статью и записать
предложения:
- Даты жизни В. И. Даля…
- Основные виды деятельности…
- Научные звания…
- Основные труды…
- Лексикограф…(специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей).
- Этнограф… (специалист по этнографии. Этнография – наука, изучающая материальную и духовную жизнь народа).
– Рассмотрим словарь. Обратить внимание на оформление словарных статей. Зачитать несколько слов.
3. Один из учеников читает стихотворение Б. Ахмадулиной.
Мне родина – Москва, мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье,
И одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
В угодия твои, четырехтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Работа с лексическим значением слов с использованием словарей: скит (1. Небольшой поселок монахов – отшельников отдалении от монастыря; 2) небольшой отдельный монастырь в глухой местности); всеведущий (обо всем осведомленный).
– Родной чужбины, дружб разъединенье. Как можно
определить выразительное средство языка данных
словосочетаний? (Оксюморон).
– Каким настроением проникнуто стихотворение? О
чем болит душа поэтессы?
– Каковы особенности лексики стихотворения? (Лексика
возвышенная, много устаревших слов, относящихся
к высокому стилю: всеведущий, скит, ниспошли.
Автор всей душой болеет за сохранение языка,
словаря В. И. Даля. Преклоняется перед этой
личностью, восхищается трудом, ищет защиту и
просит прощение за то, что не сделала она, может
быть, что не сделали другие поэты и писатели в
деле сохранения языка)
4. Чтение воспоминаний В. Лидина.
В самом начале революции старый московский
букинист Константин Захарович Никитин поднялся
ко мне на четвертый этаж с тяжелой пачкой книг; в
пачке оказался Толковый словарь русского языка
Даля.
– Хочу, чтобы этот словарь остался у вас, –
сказал мне Никитин. – Вам он пригодится… может
быть помянете добром старого книжника.
Никитин вскоре умер, а словарь Даля и поныне
стоит у меня в книжном шкафу, и, наверно, тысячи
раз помянул я добром старого книжника. Пользуясь
словарем Даля, я никогда не забываю, что словарь
этот предназначен для изучения языка, а не для
выискивания народных словечек, которыми иногда
хочет блеснуть литератор.
…когда я беру в руки тот или ругой том словаря
Даля, у меня нет ощущения, что он нужен мне только
для справок; мне кажется, что мы беседуем с ним: он
учит меня богатству русской речи, а я как бы
напоминаю ему о славной истории. Так некоторые
книги, не старея и не остывая, идут в ногу с
временем, и времени никогда не опередить их.
5. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Я беру в руки словарь Даля…». Использовать материалы урока для своего сочинения.