Цели:
- развивать и укреплять интерес к математике, как науке;
- развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, стремление к преодолению трудностей;
- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование:
- портреты математиков;
- высказывания о математике;
- плакаты сказочного путешествия;
- карточки и плакаты с заданиями;
- магнитофонные записи.
Игра проводится в виде путешествия по стране “Математика”.
План путешествия перед Вами.
ВЕДУЩИЙ: Для того чтобы пройти все этапы игры, Вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому девиз нашей игры: “Усердие все превозмогает!”
Итак, добро пожаловать в страну МАТЕМАТИКИ!
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЙОН.
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВЕКОВ”
ВЕДУЩИЙ: Обратимся к истории.
Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки.
Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучку камешки. Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху надо знать – не отбилась ли какая коза от стада.
И тут на помощь людям приходят пальцы рук и ног.
Давайте посмотрим такую историческую сценку:
…В центре друг против друга стоят два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец. (Звучит музыка из м/ф “Маугли”).
НГАМ. Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает 5 пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет (показывает) человек и подстережет слева, Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопись, скоро лоси пойдут на водопой. Эгей! (Оба убегают).
ВЕДУЩИЙ: Ну, а что же делали первобытные люди, когда им надо было использовать большие числа?
НГАМ. Хвала духу леса! Пославшему нам удачу! Большая добыча у племени. Наконец-то сородичи будут сыты.
АРЕТ. Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?
НГАМ. В охоте участвовали две руки, одна нога и один палец на другой ноге человек, а еще я, ты и Эмрис. Это еще три пальца. У меня есть еще жена (показывает на свой последний неучтенный палец), три сына (пальцы начинает загибать Арет), две дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, два сына, дочь (Арет все время загибает пальцы, либо указывает копьем на соответствующие пальцы ног), покалеченный изюбром брат и четыре члена его семьи. У Эмриса есть старая мать, отец и три брата. У Мирдина …
АРЕТ. Подожди.
НГАМ. А что?
АРЕТ. Не могу посчитать. Пальцев не хватает.
(Оба задумываются. Вдруг Нгам поднимает руки).
НГАМ. Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы знать, как правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит.
АРЕТ. Да будет вечной твоя мудрость, о НГАМ!
ВЕДУЩИЙ: Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Очень разные и порой забавные были эти “цифры” у разных народов.
(Два человека).
Древнегреческие цифры остались лишь в истории, а древнеримскими мы продолжаем пользоваться. Записи “ХХ век”, “глава IV” не ставят нас в затруднительно положение.
На руке человека пять пальцев, чтобы не изображать руку, цифру 5 стали изображать значком “V” , потом к пяти прибавили один, и получилось шесть – “VI”. А сколько написано здесь “VIII”? Правильно, 8. Ну а как записать 4? Это пять без одного, т.е. – IV.
А как записать десять? Вы знаете, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру “10” изображали двумя пятерками, одна пять стоит как обычно, а другая – перевернутая вниз – “X”.
Особенности римской нумерации таковы: ЕСЛИ МЕНЬШАЯ ЦИФРА СТОИТ СПРАВА ОТ БОЛЬШЕЙ, ТО ОНА ПРИБАВЛЯЕТСЯ К НЕЙ (Например, XI = 10 +! = 11),
ЕСЛИ ЖЕ МЕНЬШАЯ ЦИФРА СТОИТ СЛЕВА ОТ БОЛЬШЕЙ, ТО ОНА ВЫЧИТАЕТСЯ ОТ НЕЕ (Например, IX = 10 – 1 = 9).
КОНКУРС
Назовите числа, записанные в римской нумерации:
I - 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Кстати, обозначение для тысячи произошло от латинского слова “mille” - тысяча.
XXV - 25, XCII - 92, CXIX - 119, MCDLII - 1452.
А как записать наш текущий год с помощью римских цифр? MMV .
ВЕДУЩИЙ: Современная достаточно простая и удобная десятичная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли ее у индусов.
Эта система была введена в Европе примерно в 1120 году английским ученым путешественников Аделардом. К 1600 году она была принята в большинстве стран мира, и мы ею пользуемся до сих пор.
Конечно, на нашем колесе истории нельзя не вспомнить о выдающихся ученых, чьи портреты представлены здесь. Будьте внимательны!
КОНКУРС “КТО ОН?”
Рассказ о Пифагоре (3-5 мин.)
Рассказ о Пифагоре (3-5 мин.)
|
На радужной узрел я оболочке |
Рассказ об Архимеде (3-5 мин.)
“Эврика!” - слово, которое он произнес, стало символом открытия чего-то нового, неведомого.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей”?
Рассказ о Гауссе (3-5 мин.)
Имя этого математика из пяти букв известно нам из учебника математики 5-го класса.
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончился первый этап нашего путешествия. Мы рассказали Вам только маленькую часть того, что можно рассказать о ней. За годы учебы в школе Вы еще многое узнаете. Запомним то, что всем сказал Гаусс “Математика – царица всех наук”.
А теперь на нашем пути “Математическое кафе”, где я Вам предлагаю пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным.
Знакомимся с МЕНЮ. (Плакат)
Закуски:
Винегрет из анаграмм.
Салат “Ромашка” из загадок с числительными.
Первое блюдо:
Борщ с математическими обгонялками.
Второе блюдо:
Рагу из математических смекалок.
Сладкие блюда и напитки:
Компот из натуральных чисел.
Приступаем к праздничному обеду.
Официантка предлагает каждое блюдо (5-7 мин.)
Как всегда сначала легкие закуски.
Салаты.
ВИНЕГРЕТ ИЗ АНАГРАММ:
Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы из них можно было получить математические термины: КОЧТА (ТОЧКА), ВАРТАДТК (КВАДРАТ), АВИНУРЕНЕ (УРАВНЕНИЕ).
САЛАТ “РОМАШКА” из загадок с числительными:
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол спилили. Сколько углов осталось? (5).
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев).
Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20р.)
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4 детей)
Займемся первым блюдом.
Борщ с математическими обгонялками.
Что больше произведение или сумма всех чисел от 0 до 5? (0?1?2?3?4?5=0, 0+1+2+3+4+5=15, 0<15).
Что тяжелее тонна ваты или тонна железа? (Равны).
Саша, Ваня и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (3 партии).
Три одинаковых карася тяжелее, чем четыре одинаковых окуня. Что тяжелее: 4 таких же карася или 5 таких же окуней?
Если два петуха прокричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека? (2 петуха).
Теперь второе блюдо.
Рагу из математических смекалок.
Спутник совершил один оборот по орбите за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как это объяснить? (1 час 40 мин = 100 мин)
Во сколько раз лестница на 2 этаж длиннее лестницы на 4 этаж этого же дома, если считать, что для подъема на 1 этаж ступеньки отсутствуют? (В 3 раза, т.к. на 2 этаж ведет один пролет лестницы, а на 4 этаж – три таких пролета).
В каком случае мы говорим “10”, а стрелка часов показывает на цифру “2”? (Если эта стрелка минутная).
60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2см, т.к. 240 стр.=120 листов).
Сколько на рисунке треугольников, и сколько квадратов? (Треугольников 18, квадратов 3).
Сладкие блюда.
Компот из натуральных чисел.
Тремя 2 напишите число 0. ( (2 – 2):2 ).
Вычислите значение выражения 2 - 2 - 2 . (23 - 22 – 2 = 8 – 4 – 2 = 2).
К однозначному натуральному числу припишите такую же цифру. Во сколько раз увеличится число? (В 11 раз, например, 55 : 5 = 11).
Применяя знаки действий, запишите пятью единицами число 100. (111 – 11 = 100).
В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (а + 0 = 0, т.е., если второе слагаемое равно нулю).
А теперь, представьте себе, что мы находимся на “Поле математических чудес”.
ЛИСТ МЕБИУСА, кто слышал об этом чуде?
А вот еще один волшебник (угадывание чисел по таблице).
Как пролезть через тетрадный листок?
Мы все подошли к Математической таможне, где подведем итоги.
(Подсчет очков и награждение наиболее активных учащихся).
Звучит стихотворение, написанное женщиной математиком Софьей Ковалевской (1850 – 1891).
Если ты в жизни хоть на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своем неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
В этом стихотворении выражено стремление к познаниям, умению преодолеть все преграды, которые встречаются на пути.
ВЕДУЩИЙ: Мы вступили в новое тысячелетие. Грандиозны открытия и достижения человечества.
Мы много знаем, многое умеем, Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в VI веке до нашей эры, Пифагора “Все есть число!”.
Значит, как в прошлом, так и в будущем без математики не обойтись.
(Звучит песня “2 х 2 = 4”).