Урок-презентация по интегрированному курсу "Мы и окружающий мир", система Л.В. Занкова. 4-й класс по теме "Царь-плотник. Преобразования в России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I;
  • создать условия для совершенствования умения проникать в глубину текста, развивать внимание к слову, речь учащихся;
  • воспитывать коммуникативные отношения: ученик-учитель

Задачи:

  1. деятельностно-коммуникативная: совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга;
  2. ценностно-ориентированная: развивать познавательный интерес к истории, потребность в чтении дополнительной литературы.

Жанр урока: презентация

Ход урока

1. Введение в тему урока

- О ком мог так сказать А.С.Пушкин? (слайд 1 презентации)

В русской истории Пётр I был самым необычным царём (слайды 2,3.)

В конце урока постараемся ответить на вопрос: “Почему поэт так сказал о Петре I”

- Итак, тема нашего урока …(слайд 4)

- Какие задачи должны решить в ходе урока?

2. Повторение пройденного материала

-Начиная с 14 века, в Западной Европе начались крупные перемены.

- Вспомните, какие перемены происходили в Европе?

(создавались крупные государства, быстро развивались города, стала развиваться техника, совершались научные открытия)

(выполнение тестовой работы по материалам предыдущих уроков) 5 слайд

Взаимопроверка (слайд 6)

3. Работа по теме урока

а) Cлово учителя:

- Огромная страна, какой была Россия к началу 17 века, переживала тяжёлые времена. Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно возникали восстания. Ценными товарами торговали английские купцы, которые проникали в Россию через Белое море. Иные из них говорили: “Мы заставим торговать русских только лыком”

- Государем, осознавшим, что Россия может быть расхищена внешними врагами, если в ней останутся прежние порядки, был младший сын царя Алексея Михайловича Романова (слайд 9)Пётр I, названный ещё современниками Великим.

- Наша задача сегодня познакомиться с деятельностью царя Петра I, узнать, каким был этот человек, в чём его необычайность.

б) Практика под руководством учителя

демонстрация слайда 7

в) Самостоятельная работа

Задания к тексту (слайд 8)

г) Проверка

(ответы на 1, 2)

Дополнительный материал.

В 4 года Пётр лишился отца. Когда пошёл ему восьмой год, он начал учёбу. Приставили к царевичу учителем Никиту Зотова. Учил он Петра точно так же, как учили в то время других детей. Сначала царственный ученик разучивал азбуку, затем принялся за письмо. Пётр получил скромное образование. Его учителя не принадлежали к числу образованных людей. Большинство знаний Пётр приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться.

( ответ на 3 )

Дополнительный материал:

В то время был обычай ( правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи. Так к Петруше были приставлены товарищи из сыновей придворных. Образовался целый “потешный полк”, который назвали “Петровым”. Одев солдат в тёмно-зелёную форму, Пётр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.

Слайд “Софья” - после смерти царя Алексея Михайловича, отца Петра, царями России провозглашаются сразу 2 мальчика – Иван и Пётр. Хотя царями считались Иван и Пётр, но управляла Россией их старшая сестра Софья.

( ответ на 4 )

- С этой “потешной” флотилии и началась история русского флота. Русские мастера обладали немалым опытом кораблестроения. Однако Пётр решил поучиться и в европейских странах.

(слайд 12) Великое посольство

д ) Работа в парах (слайд 13)

- Прочитать в учебнике с. 77 (“В 17 лет Пётр стал…”) до с. 78 (до слов “…рассылал экспедиции в дальние края”) и выявить, почему Пётр I считался удивительным царём? Почему он не был похож на других царей?

Проверка: Докажите словами учебника, что прав был А.С. Пушкин, сказав о Петре I так (слайд 14)

е) чтение описания

  • Прочитаем, как описывает рабочий день Петра иностранец (с. 78)
  • Что вы можете сказать о Петре? О его качествах?
  • Каким же был Пётр I?

Талантливый военачальник, организатор
Любознательный
Трудолюбивый
Целеустремлённый
Вошёл в историю как царь-реформатор, как Пётр Великий (слайд)

В 1703 был заложен в устье реки Невы город, который стал столицей государства (слайд 12, 13). В начале 18 века при Петре был создан первый русский флот, ставший одним из сильнейших в Европе. Петром I была создана армия, которая одержала победы на суше и на море. 1721 год – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться уже Российской империей. Благодарные потомки возвели в Петербурге памятник первому русскому императору

Итог: Что интересного вы узнали о царе Петре I

Домашнее задание (слайд)

  • С. 76-79 выделить основные направления преобразований в России;
  • Подобрать дополнительный материал о Петре I, о преобразованиях в России