Интегрированный урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. Согласные строчные буквы л, м"

Разделы: Начальная школа


Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина “Моя любимая азбука”, I четверть, 1класс (1-4)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с буквами л, м и звуками [л], [л'], [м], [м'].
  • Научиться писать и читать новые буквы.

Задачи урока:

  • Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • картинка с изображением черепахи,
  • ребусы,
  • картинки,
  • “лента букв”,
  • карточки (зелёные и синие),
  • азбука,
  • пропись.

Ход урока

I. Орг. момент.

Доброе утро, ребята. Давайте поговорим о звуках.

II. Беседа о звуках.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник. Чем отличаются слова “Доброе утро”, от других звуков речи?

(Бывают звуки речевые и неречевые.)

Речевые звуки складываются в определённый порядок, становятся словами, которые имеют определённое значение. Смысл.

- На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

III. Работа по ленте букв.

Давайте их назовём.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем.)

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и звуками, научимся их читать, а на уроке письма – писать.

К нам на урок пришла “Мудрая Черепаха” и принесла задания, загадки с новыми буквами. Вот первое задание.

V. Выделение звуков [л], [л’], [м], [м’] и составление схем.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
А зовут её? (Лиса)

Сидит дет во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Каждый день и каждый час,
Мы твердим упрямо,
Нет на свете никого,
Лучше нашей ….(Мамы)

Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.

 МИР – согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Спокойствие, тишина. Жить в мире. В семье мир.

VI. Работа с учебником ст. 68.

Наденьте на звук одежду. Чтение слогов.

VII. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

VIII. Буква потерялась. Второе задание.

Подумайте, какую новую букву нужно вставить в каждое слово.

КУК...А УСНУ… А…ИК ГРО…
СТО… ОС…ИК СО… …АК
КРЫ… …АРТ    

IX. Работа в прописи стр. 10.

- Чем занят гном? (везет буквы).

- А что можно построить из букв? (слова).

Да, буквы своего рода кирпичики, из которых получаются слова на письме.

- Чем отличаются буквы, которые везет гном, от тех, которые несут птички? (печатные и письменные).

- Какой элемент к этим буквам несёт в клювике птичка? Встречался ли он в уже изученных буквах?

Анализ элементов буквы л, (в букве м спряталась буква л)

Показ на доске. Прописывание в воздухе.

Написание в прописи 1 строчки.

Аналогично объясняется написание буквы и прописывание 1 строчки.

Предыдущая буква всегда соединяется с буквами л, м снизу, потому что эти буквы начинаем писать снизу.

Показ на доске ол, ом.

Ученики прописывают в прописи.

Подведение итогов.

Вот она печатная – буква аккуратная, вот и живописная – буква рукописная.

X. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.

XI. Слово рассыпалось. Следующее задание от черепахи.

3 2 5 1 4 1 4 5 6 3 2 4 5 1 2 3
МААЛП (лампа) МИНАЛА (малина) НАСОС (сосна)
1 4 3 2 5 3 4 1 2
ЛОМИН (лимон) ЛОМЫ (мыло)

XII. Работа по учебнику стр.68 чтение слов 2 столбика.

XIII. Твёрдый - мягкий. Работа по карточкам.

Поднимите синюю карточку, если в словах стихотворения услышите твёрдый согласный [м]. Зелёную карточку – мягкий согласный [м*].

На полу скребётся мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.

XIV. Работа в прописи.

Письмо слов стр. 10-11. Списывание с печатного и письменного образца.

Физминутка.

Запись предложений.

- Что надо помнить при его записи?

- Как оформляется предложение на письме?

- Как пишутся имена собственные?

XV. Разгадывание ребусов.

 XVI. Подведение итогов.

- С какими буквами познакомились?

- Какие это звуки? Дайте характеристику.

Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали. Наша гостья, черепаха, осталась вами довольна. Молодцы.