Цель: показать необходимость защиты птиц, рассказать об их особенностях и разнообразии, научить вести наблюдения за объектами живой природы.
Ведущий. Друзья! Как известно, полна чудес матушка-природа. Среди представителей птичьего мира можно встретить необычных ее представителей: грабителей, убийц, воров и мелких нарушителей правопорядка. Приглашаем, вас принять, участие в игре. Для ее проведения приглашаем авторитетное жюри.
Итак, встречайте знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона.
(Звучит музыкальная заставка. Входят Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, занимают свое место в жюри).
Шерлок Холмс. Добрый день, леди и джентльмены! Тайны и загадки – моя специальность. Внимательно и зорко я подмечаю все природные явления окружающего мира. Эти знания помогают мне раскрывать всякие запутанные случаи и удивительные преступления.
Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир птиц, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями этого мира. А правильно ответить на вопросы заданий вам помогут наблюдательность, знания и мой знаменитый логический метод дедукции.
(Музыкальная заставка.)
Ведущий. Первый конкурс “Все самые, самые”.
За правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы
- Кто самый лучший певец в поле и в лесу? (Жаворонок и певчий дрозд).
- Кто самый лучший пловец и ныряльщик? (Гагары, кайры – крыльями под водой машут и любую рыбку догонят. Чомга, когда птенцов надо спасать, берет их себе под крылья и с ними ныряет).
- Кто самый лучший бегун и скороход? (В лугах дергач удирает от собаки и ни травинки не заденет. В степи бегунок мчится быстрее зайца. В пустыне саксаульная сойка мастерица бегать по пескам. В полях – перепел первый скороход).
- Кто самый искусный строитель? (Синица-ремез, иволга, ласточка).
- Кто самый лучший летун? (Проворны ласточки, но сокол-чеглок и их ловит на лету. Дальше всех и выше всех летают орлы и грифы. Быстрее всех – стриж).
- Кто самые лучшие лазуны? (Цапелька малая, выпь – очень ловко лазает по качающимся камышам, стенолазка – по отвесным скалам, а поползень – по стволам деревьев вниз головой).
- Самые пушистые? (Совеныши).
- Самые маленькие? (Крапивник, колибри, королек).
- Самые дружные? (Чайки-береговушки, скворцы).
- Самые большие и сильные? (Орел, беркут, бородач, лебедь-кликун и дрофич).
Ведущий. Пока команды готовятся, я проведу игру с болельщиками. Вспомните, в каких сказках встречаются птицы? За правильный ответ, команда, за которую вы болеете, получает балл.
Галчонок (Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”).
Попугай (Г.Остер “Зарядка для хвоста”).
Соловей (Г.Х.Андерсен “Соловей”).
Петушок (А.С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”).
Ворон (Г.Х. Андерсен “Снежная королева”).
Сова (А. Милн “Винни-Пух и все-все-все”).
Ласточка (Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”).
Воробей (К.Чуковский “Тараканище”).
Лебедь (Г.Х.Андерсен “Дикие лебеди”).
Утенок (Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок”).
Ведущий. Следующий конкурс “Особые приметы”.
Множество примет связано с птицами. Сейчас я буду читать начало приметы, а вы попробуйте отгадать ее конец.
- Гуси высоко летят – воды будет … (много), низко … (мало).
- Если дикие утки прилетели жирные – весна будет … (холодная и долгая).
- Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет… (скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится).
- Ранний прилет журавлей – весна …(ранняя).
- Ранний прилет грачей и жаворонков – к весне…(теплой).
- Вороны купаются в лужах ранней весной – к …(теплу).
Ведущий. Конкурс третий – “Конкурс капитанов”.
Высшая оценка пять баллов. Капитаны, готовы? Для разминки предлагается задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают вопросы и отвечают на них).
А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в конкурсе “Кто больше”. Этот конкурс похож на игру в города. Только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб – баклан – нырок – коршун и т.д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.
(Жюри оценивает конкурс капитанов и предыдущие конкурсы, объявляет итоги).
Ведущий. Наш следующий конкурс – “Кто я?”
Каждой команде выдается по две карточки с заданиями. Нужно определить, какое название птицы зашифровано в клеточках. Команда имеет право задать ведущему три вопроса-подсказки.
Вопросы подсказки:
А) Где обитает?
Б) Чем питается?
В) Отличительные особенности?
Задавать вопросы можно в любом порядке.
(Зимородок).
А) В Европе, Африке, Южной Азии.
Б) Питается рыбой, насекомыми.
В) Гнездо из рыбьих костей, чешуи.
(Дятел)
А) В смешанных лесах.
Б) Насекомыми.
В) Выдалбливает домики для других птиц.
(Мухоловка)
А) В лесах, садах, парках, часто селится возле человеческого жилья.
Б) Насекомыми.
В) Гнездо строит в полудупле, за отставшей корой деревьев.
(Горихвостка)
А) В горных областях Евразии и Северной Африки.
Б) Насекомыми и другими мелкими беспозвоночными. Зимой семенами и плодами.
В) Гнезда вьют в дуплах, в строениях или скалах.
Ведущий. Пока команды готовятся, я хочу провести для болельщиков шуточную мини-викторину.
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).
- Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петух яиц не несет).
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить).
- Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда она улетит).
- Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый год).
- Какой город носит название птицы? (Орел).
- Отчего гусь плавает? (От берега).
- Почему птицы летают? (По воздуху).
- Почему утка плавает? (По воде),
- Сколько раз нужно взять букву “а”, чтобы получить птицу? (Сорок “а” - сорока).
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
- Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть).
Ведущий. К сожалению, немногие знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма человека. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц. Возможность использования птичьего пения вместо лекарства заинтересовала и современных врачей. В частности в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты. Я предлагаю вам, послушать пение птиц. (Звучит запись с пением птиц).
Ведущий. А теперь следующий конкурс “Расскажи почему?” Команды должны подготовить ответ на такой вопрос “Какую, роль играют птицы в природе?”
Ведущий. Пока команды готовятся отвечать, я хочу загадать загадки про птиц нашим болельщикам.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)Черный проворный,
Кричит “крак”,
Червякам враг. (Грач).Кто на елке, на суку
Счет ведет “ку-ку…ку-ку”? (Кукушка).Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?(Соловей).Он по рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.(Дятел).На шесте - дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его…(Скворец).
Ведущий. А сейчас конкур “Узнай меня”.
Командам даны карточки, вы должны их заполнить.
Удод | Жаворонок хохлатый | |
Внешний вид | ||
Чем питается? | ||
Сколько выводит птенцов, когда? | ||
Перелетная или зимующая Птица? |
Воробей | Клест | |
Внешний вид | ||
Чем питается? | ||
Сколько выводит птенцов, когда? | ||
Перелетная или зимующая Птица? |
Воробей.
Внешний вид: верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: она коричневые, пестрые. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое черное пятно.
Чем питается: зерноядные птицы, но ранней весной питается насекомыми и личинками.
Сколько выводит птенцов и когда: высиживать птенцов начинают ранней весной. На юге до четырех выводков за сезон.
Перелетные или зимующие птицы: это зимующие птицы.
Жаворонок хохлатый
Внешний вид: небольшие птицы, окрашенные в тусклые глинисто-серые тона. На голове хохолок. Хорошо поют.
Чем питаются: в летнее время преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений. С осени до весны в основном семенами.
Сколько выводят птенцов и когда: в кладке от 2 до 6 птенцов, насиживает в основном самка.
Перелетная или зимующая: перелетная птица.
Клест
Внешний вид: темно-красные птицы с темными крыльями и хвостом. Большой клюв, верхняя часть которого загнута вниз, а нижняя – вверх.
Чем питаются: семенами еловых шишек, шишек сосны, лиственницы.
Язык липкий, при помощи которого они достают семена. Сколько выводят птенцов и когда: когда много пищи, осенью или зимой. Насиживает яйца и обогревает самка, самец кормит ее на гнезде.
Перелетная или зимующая птица: кочующая птица. Это зависит от урожая семян сосны и ели.
Удод
Внешний вид: Длина в среднем 28 см. Окраска от светло коричневой с рыжинкой до темно коричневого. У самца на голове хохолок. Клюв шиловидной формы.
Чем питаются: кормится чаще на земле, извлекая шиловидным клювом насекомых и червей из навоза или собирая их на земле.
Сколько выводят птенцов и когда: в кладке 4-6 яиц. Насиживает самка. Гнездо не очищает от экскрементов и распространяет зловонье, отсюда название вонючий петушок.
Перелетная или зимующая птица. Из северных ареалов улетает зимой на юг. У нас чаще остается.
Ведущий: А теперь пока жюри подводит итоги конкурсов, предлагаю болельщикам викторину “Барометры природы”.
- Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю).
- Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури).
- Стрижи летают низко с криком. (К дождю).
- Воробьи прячутся под стреху. (К буре).
- Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели).
- Иволга издает резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью)
- Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К теплой погоде).
- Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом).
- Вороны садятся на снег. (К оттепели).
- Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю).
- Днем сова кричит. (К дождю).
Ведущий. Наша игра заканчивается. Сейчас жюри объявит итоги. Но кто бы ни победил сегодня, выиграли мы все. Я думаю, что теперь, когда вы столько узнали о птицах, вы постараетесь, относится к ним бережно. Помните! Птицы наши друзья. Берегите их, зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их. Не разоряйте их гнезд.