Цели:
А) сформировать понятие условной функции, научить составлять сложные условия логических функций и показать применение в Excel логических функций (если, и, или);
Б) развивать логическое мышление, расширять кругозор;
В) воспитывать и совершенствовать навыки информационной культуры.
Общеучебные умения и навыки: Работа с ПО, навыки работы с ПК, справочной системой программы.
Тип урока: Комбинированный, формирование новых ЗУН.
Уровень усвоения II – III
Методы:
- словесный через иллюстративно-объяснительный и проблемный;
- практический метод через частично-поисковый;
- сочетание метода учебной работы под руководством учителя с методом самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- метод текущего контроля.
Каналы общения: учитель-класс, класс-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик.
Ход урока
I. Оргмомент (сообщение целей и задач урока) - 2 мин
II. Актуализация ПЗУН – 5мин
Опрос:
А) Что такое Excel (программа, электронные таблицы предназначенная для выполнения расчетов, построения диаграмм)
Б) что может быть в ячейке – число, текст, формула
В) формула – это … выражение, начинающаяся с = и содержащая знаки операций, адреса ячеек, стандартные функции Excel.
Г) Какие функции вы знаете – математические (корень, степень), статистические (мин, мах, срзнач), текстовые (сцепить, пстр, и т.д.), дата и время (сегодня, час, минута, год, число, месяц)
Д) что такое мастер функций – встроенный помощник, который подсказывает составление функции
III. Формирование ЗУН
Учитель: На сегодняшний день большинство людей считают, что ПК – умный прибор. Вы согласны? (да, нет)
Что мы (люди) понимаем под словом умный?
Дети: Тот, кто решает сложные задачи быстро, может практически без ошибок считать, знает ответы на сложные вопросы
Учитель: согласна с вами, но также умный человек – человек, имеющий знания, опыт, способные принимать сложные решения, совершать осознанный выбор.
Можем ли мы сказать это по ПК? |
|
|
|
Если ДА (докажем это) руководит полетом спутников, |
Если НЕТ (докажем это) Работает по программе, |
Вывод: нужно, чтобы в программе была возможность выбрать предметы, действия по условию.
Выбор осуществляется только тогда, когда у нас есть условие (критерий)
На естественном языке это звучит так:
Если на улице идет дождь, то я беру зонт, иначе не беру
Если возраст ребенка больше 6,5, то он – школьник
Учащиеся называют еще примеры простого выбора из собственного опыта.
Учитель: вывод, если задать условие (критерий), можно получить ответы в виде Да, нет
Давайте посмотрим, как такой выбор делает компьютер про тела плавает/не плавает
В строке функций увидим = ЕСЛИ(С2>1, «тонет», «плавает»)
Этапы составления функции:
- сформировать условие выбора (устно, письменно в тетради),
- вызвать мастер функций, пользуясь услугами мастера сформировать условие и два вида сообщения.
- продолжить на соседние ячейки.
Физкультминутка.
Встаньте, пошагайте, если солдаты в строю.
Вы - деревья, покачайте руками над головой, если вас качает ветер.
Вы в лесу, собираете грибы (ягоды), наклонитесь, если вы увидели гриб под листьями.
Сядьте на свой стул так, если вы – король, а стул – ваш трон.
Улыбнитесь так, если вы получили самую долгожданную пятерку.
Учитель: Продолжаем работу. Теперь мы с вами эксперты – набираем баскетбольную команду. Ваши критерии отбора.
Дети: рост, навыки, спортивные достижения, психологические возможности.
Учитель: остановимся на первом.
Фамилия |
Рост |
Возраст |
Сообщение |
Иванов |
185 |
24 |
Принят |
Петров |
178 |
22 |
нет |
Воробьев |
165 |
43 |
нет |
Никонов |
185 |
19 |
нет |
Крайнов |
181 |
21 |
принят |
Захаров |
190 |
21 |
принят |
Критерий отбора – рост > 180 и возраст >20.
Нам необходимы функции, которые бы нам несколько условий связывали в одно – это логические связки И, ИЛИ, НЕ
=ЕСЛИ (И (В2>180, C2>20), «принят», «нет»)
Алгоритм создания сложного условия:
Подготовить дополнительную ячейку условие, в ней будет сообщение да, нет по проверке сложного условия
- вызвать функцию И (ИЛИ)
- создать цепочку условий согласно разметке
- закрыть мастер функций
- встать на ячейке условие и скопировать в буфер обмена сложное условие.
- сместиться на ячейку Сообщение, вызвать мастер функций – функция ЕСЛИ.
- скопировать из буфера обмена сложное условие, добавить согласно разметке сообщения.
- продолжить на соседние ячейки.
Задача 3. Вы директор фирмы. Вам необходимо отобрать кандидатов на объявленную вакансию. Ваши критерии.
Дети: иметь опыт работы, образование, награды, пол (если работа физическая)
Задача 4. Все вы получаете бланки расчетов за телефонные переговоры и знаете, как предоставляются скидки на переговоры.
Дети: день – выходной (суббота, воскресенье), время – с 20 часов вечера до 7 часов утра.
Учитель: мы с вами знаем, как определить время и день недели. Предлагаю на выбор сделать ту или задачу (3, 4), несделанная выполняется дома.
V. Итог урока
Учитель: мы с вами познакомились с условными функциями в Excel и теперь можем сказать умный ПК – тот ПК, где работает есть хорошая программа, умеющая адекватно реагировать (делать выбор) на действия и запросы человека.
Спасибо за урок, дети!