Цели и задачи:
- закрепить знания произведений А.С. Пушкина через игру,
- прививать любовь и интерес к чтению,
- развивать память, мышление, внимание и умение анализировать тексты.
Ход занятия
Уч-ль: В начале нашего занятия я предлагаю вам выполнить задание, которое называется “Собери слово”.
К И Н П У Ш (записано на доске)
Д.: Пушкин.
Уч-ль: Правильно. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он написал много произведений и для детей, и для взрослых. В своих стихотворениях он восхищается красотой природы. К её первозданной красоте он относился с любовью и трепетом. Я предлагаю в этом убедиться и послушать некоторые его произведения.
1 ученик: читает “Зимнее утро”.
2 ученик: читает “Унылая пора!..”.
3 ученик: читает “Белая берёза…”.
Уч-ль: Какой ещё жанр использовал Пушкин, кроме поэзии?
Д.: Сказки писал.
Уч-ль: Правильно. Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам Пушкина.
Класс делится на две команды.
Задание №1. Найди ошибки. (Учитель зачитывает отрывок из сказки с ошибками каждой команде по очереди).
- Закинул старик удочку в море.
- У лукоморья клён зелёный.
- Я ль на свете всех умнее,
Всех румяней и белее?
- Ветер! Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи птиц.
- Избушка там, на тонких ножках.
- Стал он кликать золотую щуку.
За каждый правильный ответ команде даётся балл.
Задание №2. Собери пословицы. (Каждой команде даются 4 карточки с половиной пословицы. Дети должны найти подходящие половинки, соединить их и получить 2 пословицы).
- Много захочешь - последнее потеряешь.
- Ненасытному всё мало.
- Много желать – добра не видать.
- Жадность всякому горю начало.
За каждую правильно сложенную пословицу даётся балл.
Уч-ль: Объясните смысл этих пословиц.
Д.: Высказываются.
Уч-ль: С какой сказкой можно соотнести эти пословицы?
Д.: Сказка о золотой рыбке.
Задание №3. Восстанови строки и назови произведение. (Учитель зачитывает отрывок из сказки с пропуском отдельных слов. Дети должны назвать пропущенное слово и название данной сказки).
- Царь с царицею ………..
В путь-дорогу снарядился.
- Свет мой, ………! Скажи
Да всю правду доложи.
- Там чудеса: там ….. бродит.
- В темнице там …… тужит.
- Там ступа с ………….
Идет, бредёт сама собой.
- Там царь ……… над златом чахнет!
- Приплыла к нему ……
Спросила: “ Чего тебе надобно …….?”.
- Ещё пуще …….. бранится,
Не даёт старику мне …….. .
Задание №4. Соотнеси картинки. ( Каждой команде раздаются картинки с изображением сказочных героев и предметов. Задача детей - соотнести героя и предмет и наклеить их на листок бумаги). (Рис. 1).
- Старик и золотая рыбка.
- Старуха и корыто.
- Дуб и кот.
- Баба – Яга и ступа.
- Царица и зеркальце.
- Яблоко и собака.
Задание №5. Кроссворд. Каждой команде выдаётся листок с кроссвордом. (Рис. 2).
По горизонтали:
1. Богатство Кощея.
2. Александр Сергеевич.
3. Сколько раз закидывал старик невод?
4. Дерево с золотой цепью.
5. Кличка собаки, живущей у 7 богатырей.
6. Золотая исполнительница желаний.
По вертикали:
1. Говорящий предмет царицы.
7. Передвижное средство Бабы-Яги.
8. Что закидывал в море старик?
9. Разбитая вещь старухи.
10. Сочный, наливной фрукт, наполненный ядом.
11. Имя королевича, нашедшего возлюбленную в хрустальном гробу.
По окончанию производится подсчёт заработанных баллов. Подводится итог путешествия по сказкам Пушкина. Команда победителей награждается призами. И каждый ребёнок из класса получает в подарок за участие в этой игре сказку А. С. Пушкина “ О попе и работнике его Балде”.