Проекты в младших классах – это трудно? Это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Однако речь пойдёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Без помощи учителя, родителей не обойтись. Но для малыша это будет просто проект. В выборе темы нужно исходить от ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем проще проект. Ученик должен представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути её решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте.
Какова воспитывающая роль проекта? Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать соё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Мы даём возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Работа над проектом с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение, интересен и значим для самих открывателей.
Разработка учебного проекта “ Почему исчезли динозавры?”
Цель представленной работы:
- вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
- выявить умение и способность учащихся самостоятельно работать по теме;
- Вызвать интерес к данному вопросу;
- углубить познания о динозаврах;
- привлечь к участию в школьной жизни членов семьи;
- развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию.
Возраст учащихся: 4 класс.
Время работы: январь- февраль.
Форма работы: внеурочная.
Работа над проектом
1 этап: организационный: тему проекта подсказали сами дети, учащиеся разделились на группы, определили задачи, выдвинули гипотезы, спланировали свою деятельность. Роль учителя- направляющая.
2 этап: планирование
1 группа (4 человека) занималась доказательством космической гипотезы (упал астероид).
2 группа (4 человека) искала доказательства к биологической гипотезе (болезни, эпидемии).
3 группа (5 человек) занимается сбором доказательств экологической гипотезы (изменение климата).
4 группа (4 человека)- собирает иллюстрации, схемы, таблицы на тему “ Виды динозавров”.
5 группа (4 человека)- изготавливают поделки.
6 группа (5 человек)- проводят анкетирование среди детей, родителей, учителей.
3 этап: исследование.
Ребята работают активно и самостоятельно, добывают недостающие знания, систематизируют полученные результаты, обсуждают способы оформления конечных результатов.
4 этап: результаты и выводы.
Собрали воедино всю информацию, поделки на выставку, итоги анкетирования, проанализировали собранную информацию, сделали выводы.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
5 этап: презентация.
Презентация проведена на школьной конференции “ Старт в науку 2, на которой учащиеся предъявили свои исследования и сделали вывод, что поиски истины могут привести к появлению совершенно новых гипотез или же будут найдены доказательства в пользу одной из вышеизложенных.
Продуктом проекта стала созданная электронная презентации <Приложение 1>, выставка, сценарий – это всё можно использовать для проведения классного часа, занятия интеллектуального клуба и др.
Содержание
Роли:
- Мудрец
- дети
1 ученик.
Динозавры настолько древние животные, что сейчас нам очень трудно достоверно узнать, какими же они были. Динозавры населяли мир в течение 165 миллионов лет. Это время называется мезозойской эрой. Но после не было обнаружено ни одной кости динозавров. Они вымерли, и никто не знает почему. Пожалуй, ни одна группа животных не вызывала такого количества вопросов. Жизнь и исчезновение динозавров окружены загадками. Но всё - таки попытаемся разгадать некоторые из них.
Почему погибли динозавры?
2 ученик.
Жили- были динозавры
В мезозойской эре.
И куда они исчезли
Может быть их съели?
Может были динозавры
Маленького роста?
Прилетел метеорит
И раздавил их просто!..
Может быть пришла зима
Греться стало негде?
Как узнать нам, что тогда
Было на планете?
3 ученик.
Гипотезы, которые выдвинули мы:
- Одни динозавры съели других, а затем сами умерли от голода.
- Динозавры были ослеплены космическими лучами, поэтому не могли больше искать пищу.
-Крошечные животные поели все яйца динозавров.
- Инопланетяне забрали динозавров для продовольствия.
- Динозавры просто потеряли желание жить и совершили самоубийство.
4 ученик.
Гипотезы учёных:
- Космическая гипотеза: исчезновение динозавров произошло из-за падения на Землю крупного астероида.
- Экологическая гипотеза: произошло изменение климата или могли истощиться пищевые ресурсы.
- Физиологическая гипотеза: исчезновение динозавров из-за болезней, носивших характер эпидемий или генетическим вырождением.
5 ученик.
Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главными на Земле?
Всё живущее должно приспосабливаться к меняющемуся миру, если желает выжить. Этот процесс называется эволюцией. Иногда различные существа конкурируют друг с другом из- за еды. Возможно, когда появились теплокровные млекопитающие, динозавры не могли состязаться с ними. Поэтому млекопитающие выжили, а динозавры вымерли.
Мудрец.
Хмм… Это возможно… Но это не объясняет, почему морские существа вымерли тоже.
6 ученик.
Может быть, причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?
Конечно, некоторые млекопитающие питались яйцами динозавров, но одна группа животных не может вытеснить другую, заставить их вымереть таким путём. Кроме того, чем питались тогда млекопитающие, если с исчезновением динозавров исчезли их источники питания? Они должны были тоже стать ископаемыми.
Мудрец.
Нет, этого не могло быть. Многие млекопитающие сегодня едят птичьи яйца, но птицы всё ещё с нами!
7 ученик
Может быть, динозавры умерли от голода?
Это возможно. Примерно в то время, когда вымерли динозавры, на Земле изменился климат. Те виды растений, которые ели динозавры, погибли, и на их месте появились другие. Возможно, именно поэтому вымерли травоядные. Поскольку они исчезли, плотоядным стало нечего есть, поэтому они вымерли следом.
Мудрец.
Но почему травоядные не смогли приспособиться к поеданию новых растений, появившихся вместо исчезавших?
8 ученик
Не пришла ли причина из космоса?
Другая теория состоит в том, что-то произошло в космосе, и это было причиной вымирания динозавров. Возможно, о Землю ударился гигантский метеорит. Ударные волны встряхнули всю Землю, подняв в воздух тучи пепла и пыли, планета на десятилетия погрузилась в холодную тьму. Такая долгая метеоритная зима должна была погубить растения - корм большинства динозавров. Это оставило их без пищи.
Мудрец.
Но мы не знаем ничего, что бы указывало на это. Может быть метеорит не сталкивался с Землёй, то должны быть причины, которые вызвали изменения климата.
9 ученик.
А может быть, это была сильная вулканическая активность?
Некоторые учёные полагают, будто в различных частях Земли длительный период времени, когда извергались вулканы. Если это происходило, вулканы могли наполнить воздух таким количеством пыли и грязи, что животные начали вымирать. Извергающиеся вулканы могли наполнить небо облаками пыли. Это могло препятствовать прохождению солнечных лучей и охладить Землю.
Мудрец.
Но могла ли быть вулканическая активность, после того, как Земля сформировалась, такой ужасной?
10 ученик.
А, может быть, изменился климат?
В то время когда вымерли динозавры, изменился климат на Земле. Теперь были жаркие и холодные сезоны. Холоднокровные существа лучше выживают тогда, когда климат постоянно тёплый. Когда погода холодная, они становятся сонными и медленно передвигаются. Если динозавры были холоднокровными существами, как думают некоторые учёные, они могли вымереть потому, что не могли выдержать холодную погоду.
Мудрец.
Это вполне возможно, но мы всё же должны объяснить, почему климат на Земле изменился!
Какая же из этих теорий верна? Приходиться признать, что пока что никто не знает наверняка. Поиски истины могут привести к появлению совершенно новых гипотез или же будут найдены доказательства в пользу одной из вышеизложенных.
Дети переворачивают карточки с буквами (ДИНОЗАВР) и объявляют:
1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик 5 ученик 6 ученик 7 ученик 8 ученик |
Д - дикий И - интересный Н - непонятный О - огромный Р - ревущий А - астрономический В - вымерший З - загадочный |