"Пути, проблемы и реальный опыт становления системы работы с одаренными детьми"

Разделы: Внеклассная работа


Слайд 1 (Приложение 1)

Нужда в творчески одарённых людях существовала всегда, ибо будущее страны напрямую зависит от творческого потенциала общества. К сожалению, развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Я думаю, многим из нас известно чувство горечи, испытанное при столкновении с трагедией невыявленного или заблокированного таланта. Именно поэтому основным принципом работы с одарёнными детьми в гимназии стали слова поэта Льва Озерова:

Не упиваясь словесам,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.

Слайд 2

Принцип этот является воплощением педагогических традиций, передающихся от одного поколения учителей, работающих в этих старых стенах, другому.

За 100 с лишним лет наше учебное заведение сменило множество названий, но главное сохранилось. Суть этого главного заключается в попытке создать идеальную школу. Школу, где сердца всех, имеющих отношение к ней, бьются общим интересом, живут одним делом, разрешают одни вопросы.

Слайд 3

Что же из себя представляет первая гимназия сегодня?

Это особое общеобразовательное учреждение.
Это гимназические классы с первого по одиннадцатый.
Это высшая квалификация преподавательского состава.
Это постоянный научный поиск педагогического коллектива.
Это учащиеся, обладающие такими особенностями, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность.

Эти особенности наших воспитанников позволяют утверждать, что среди гимназистов есть дети, которых можно назвать одарёнными.

Поэтому вопрос о том, как эффективно обучать, развивать, воспитывать одарённого ребёнка, не удаляя его от круга нормальных сверстников, не теряет для нас своей актуальности.

Слайд 4

Итак, одно из главных направлений работы гимназии заключается в создании условий для оптимального развития одарённых детей. А в их число мы включаем и тех, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё и не проявилась, и просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Начинается эта работа с организации педагогического и медико-психологического сопровождения гимназистов. Психологическая служба обследует ребёнка на школьную зрелость, проводит мониторинг по выявлению способностей детей, выявляет мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка. Исходя из полученных результатов, готовятся рекомендации для классных воспитателей, учителей-предметников, проводятся консультации для детей и их родителей.

Слайды 5-6

Компонентами содержания сферы поддержания и содержания сферы поддержания и сопровождения одарённого ребёнка выступают:

  • медико-психологическое сопровождение;
  • обучающее производство;
  • система дополнительного образования;
  • система социализации.

Мы стремимся создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное раскрытие творческого потенциала одарённого ребёнка, стимулировали бы детей к различным видам деятельности.

Слайд 7

Малая академия гимназических наук – это ещё один наш секрет, обеспечивающий успешную социализацию одарённых детей.

Безусловно, раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в гимназии. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Сложно изменить отношение учителя к одарённому ребёнку. У учителя, работающего с одарёнными детьми, должно быть такое качество, как гибкость. Гибкость в поведении, гибкость в мышлении, гибкость в эмоциональном реагировании. Учителю приходится отказываться от некоторых прежних способов поведения, вырабатывать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций.

Педагога необходимо направить на развитие творческого потенциала детей. Сложившаяся в гимназии система, отражённая на данном слайде, помогает подготовить учителя к работе с одарёнными детьми.

Слайд 8

Теперь подробнее о научном обществе учащихся “Учёный кот”. НОУ было создано в 1999 г. с целью организации учебной исследовательской деятельности одарённых детей. За время существования НОУ через него прошло более 400 человек. Многие из них стали победителями, призёрами и лауреатами олимпиад и конкурсов, а Кановка Андрей, воспитанник НОУ с 2003г., в 2006 году стал обладателем именного гранта государственной поддержки молодёжи.

НОУ представляет из себя добровольное объединение гимназистов, стремящихся совершенствовать свои знания в опредмеченных научных областях, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. В основном, в НОУ входят ученики 9 – 11 – ых классов. Но возрастные рамки условны, некоторые одарённые и увлечённые научной работой гимназисты работают в НОУ уже в 6 – 7 –м классах.

Состоит НОУ из четырёх отделений (математического, гуманитарного, естественно-научного, общего) и президентского совета (президент – Березикова О.В., заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы, вице-президент – Рыбакова А.А., учитель русского языка и литературы).

Руководителями НОУ разработано нормативно-правовое обеспечение организации деятельности общества: Положение о НОУ, Требования к научно-исследовательской работе учащихся, Критерии оценки исследовательских работ. Итоги научно-поисковой деятельности подводятся на единой конференции, ежегодно издаются “Учёные записки”.

Слайд 9

Путь, который прошёл наш коллектив в работе с одарёнными детьми, не мал. Есть у нас и определённые успехи в этой работе. Итоги 2006 – 2007 учебного года – отражение лишь малой части достигнутого. Впереди нас ждут ещё не решённые проблемы. Это и поиск оптимального инструментария для выявления одарённых детей. Это и адресная поддержка одарённых детей и учителей работающих с ними. Это и совершенствование среды поддержания и сопровождения одарённого ребёнка. На наших плечах лежит нелёгкая забота о благополучии детей, поэтому мы сделаем всё, чтобы наши воспитанники были в жизни успешны, смогли