Цели и задачи:
- Формировать понятия “экология”, “экономика”;
- Дать представление о благах, услугах, факторах производства, экономическом росте.
- Определять причины исчезновения лесов. Понимать негативные последствия исчезновения лесов на Земле.
- Понимать необходимость использования природных ресурсов в промышленном производстве.
- Понимать необходимость экономического роста и охраны окружающей среды.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать коммуникативные способности.
Оборудование: коллекции древесных пород, схемы, рисунки.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
- Встреча экологии и экономики, сравнение понятий.
- Формирование представлений о понятиях “блага”, “услуги”, товар.
- Формирование понятия “ экосистема”. Загадки о лесе, деревьях.
- Причины исчезновения лесов.
- Необходимость использования природных ресурсов, работа лесной промышленности.
- Формирование представлений о понятии “экономический рост”.
- Подведение итогов, примирение экологии и экономики.
- Домашнее задание.
Л.В. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня к вам в гости пришли две науки. Мы постоянно ссоримся.
Т.Т. Я – Экология - Татьяна Тимофеевна
Л.В. Я – Экономика - Людмила Васильевна и обращаемся к вам за помощью
Т.Т. Помогите нам помириться.
Л.В. Что вы знаете о нас? Таблица-схема на доске.
Экология | Экономика |
“ойкос” - дом, “логос” - учение. Это наука, изучающая среду обитания живых существ. |
“ойкос” - дом, “номос” - закон Это наука, изучающая законы ведения хозяйства |
Цель: изучение связей живых существ между собой и их отношения с окружающей средой. | Цель: выживание человека, семьи, общества. |
Факторы природы: биотические, Абиотические. |
Факторы производства: земля (природные ресурсы, вода, воздух, сырье), капитал (здания, станки, машины), труд (работа людей) |
Существует независимо от человека | Производство создает блага и услуги. |
Л.В. Зря экология со мной ссорится. Я – экономика, очень важная наука, познакомлю вас с необходимыми понятиями.
Блага – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.
Товар – продукт, произведенный для потребления или обмена.
Услуги – деятельность людей, удовлетворяющая их потребности.
Прочитайте отрывки из произведений К.И. Чуковского. Найди в текстах примеры товаров и услуг
1. Пошла Муха на базар И купила самовар: “Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу”. |
4. И сейчас же с высокой скалы К Айболиту слетели орлы: “Садись, Айболит, верхом! Мы живо тебя довезем”. |
2. Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки. |
5. Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не спит, Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят И ставит, и ставит им градусники |
3. Приходила к Мухе Бабушка пчела, Мухе-цокотухе Меду принесла. |
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. |
Приведите свои примеры товаров и услуг.
товары | услуги |
Найди правильный ответ и рядом с ним поставь значок +
К товарам относится… | К услугам относится… |
А) шоколад; | А) суп; |
Б) перевозка груза; | Б) оказание медицинской помощи |
В) обучение детей | В) туфли |
Потребности… | К товарам относится… |
А) у всех людей одинаковы; | А) доставка почты; |
Б) у человека они всегда одни и те же | Б) вывоз мусора; |
В) зависят от возраста человека | В) нет правильного ответа |
Т.Т. Да, экономика, ты говоришь о важных вещах. А я приглашаю всех в одно из своих сообществ.
Я пришла вас навестить,
В гости к другу пригласить.
В свое волшебное царство,
Зеленое государство.
В царстве моем есть и звери, и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица.
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей земли!
Дружат все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!
А теперь мы поиграем в словесную игру.
Кто скажет, кто знает, какой лес бывает? Внимание, внимание, слушайте задание!
Любит подберезовик Лес какой? |
Дуб налево, дуб направо, Это что у нас? |
Ели словно на подбор, С красной шапкой мухомор Спрятался бездельник В вечнозеленый… |
Любит подосиновик Лес какой? |
Сосны вышли на бугор, Лес такой – сосновый… |
ЗАГАДКИ
1. Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. |
3. Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. |
2. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? |
4. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. |
ЗАДАЧИ:
- Ель может прожить 200 лет, а сосна в 2 раза больше. Лиственница живет на 400 лет больше сосны. Сколько лет может прожить лиственница?
- Человек потребляет в сутки около 200 л кислорода, а взрослое дерево за это же время производит примерно столько же. Дерево выделяет кислород только в теплое время года – 4 месяца в году. Сколько деревьев обеспечат 1 человека кислородом на год?
- Известно, что кедр начинает активно плодоносить в возрасте 50 лет и доживает до 250 лет. Хороший урожай кедровых орехов – 6,4 т с 1 гектара – кедр дает один раз в 5 лет. Сколько орехов даст 1 гектар кедрача за свою жизнь?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ:
- Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор.
Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа
станет непригодной для жизни животных.
- Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там
горящий костер. Пожар приведет к гибели всего
живого.
- Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают
животных и птиц.
- Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц,
муравейники, норы зверей. Животные могут
остаться без дома.
- Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не
вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
Т.Т. Посмотри на картинку. Ты увидишь, как выглядит лес сейчас, и как он будет выглядеть через 50 лет. В контурах облаков над местом, где был лес, указаны факторы, которые привели к его исчезновению, но буквы в словах перемешаны. Попробуй расставить буквы правильно.
Л.В. Ребята, скажите по каким причинам погиб лес? Всегда ли в гибели леса виновато человеческое общество? К сожалению лес, приходится вырубать, чтобы лесная промышленность создавала блага. Рассмотрим коллекцию деловой древесины.
Используя иллюстрацию, расскажите, что можно изготовить из древесины.
Т.Т. Скажите, а что вы школьники можете сделать, чтобы меньше вырубалось деревьев в лесах? (макулатура, бережное отношение к учебникам, тетрадям)
Л.В. Может ли человек расстаться с этими благами?
Конечно, современное человечество не готово отказаться от современных благ и услуг. Т.Т. Для счастья людям нужно быть материально обеспеченными, здоровыми и образованными.
Л.В. Экономический рост – необходимое средство повышения общественного благосостояния. Существуют два способа экономического роста. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов при их неизменной производительности труда. Второй предполагает повышение производительности при неизменном количестве используемых ресурсов.
В разных странах разные темпы роста. Разрыв между наиболее развитыми и отсталыми странами продолжает увеличиваться.
Т.Т. Экономический рост, наряду с положительными моментами, может привести к ухудшению экологической обстановки, истощению и уничтожению природных ресурсов.
Однако на охрану окружающей среды требуются большие деньги, которые может дать только экономический рост.
Л.В. Устойчивым будет только такое развитие общества, когда экономический рост не нарушает экологическое равновесие и справедливость в обществе. Иначе это будет рост за счет части ныне живущих или будущих поколений.
Т.Т. Ребята как же все-таки нам помириться?
Ученики. Вы очень похожи, у вас сходное происхождение названий, вы не можете обходиться друг без друга, зависите друг от друга.
Л.В. Дома предлагаю потрудиться. Нарисовать, как мы с экологией мирились. Придумать сказку, стихи, сценарий фильма о нас.
Т.Т. Как хорошо вы потрудились, поэтому я из Африки привезла какао-бобы, а из Украины сахар.
Л.В. А моя пищевая промышленность это сырье переработала, завернула в красивые обертки и произвела замечательный товар, удовлетворяющий сегодняшние потребности школьников.
Т.Т. Дорогие детки, кушайте конфетки, сил набирайтесь, в науках разбирайтесь.