1. Актуальность.
Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии. По нашему мнению, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию, проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления и организации познавательного процесса. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает ученикам возможность увидеть многие культурно-исторические памятники, места, вещи.
Исходя из этого, мы решили объединить возможности обеих технологий и применить их в интегрированном проекте «Культура, искусство, религия — как формы мировоззрения человека».
2. Цели и задачи проекта:
- изучить ключевые моменты темы;
- способствовать формированию умений самостоятельно искать и обрабатывать информацию;
- способствовать систематизации теоретических знаний по теме «Компьютерные презентации» и формированию умений создавать и использовать мультимедийные презентации в работе над проектом;
- содействовать развитию коммуникативных, организаторских, исследовательских умений и навыков при самостоятельной работе в группах.
3. Этапы работы над проектом
I. Организационный (2 урока)
Данный этап начался с вводной беседы учителя обществознания с учениками 10 класса, в ходе которой они повторили и обсудили такие понятия как мировоззрение, духовный мир, наука, литература, мораль, изученные на предыдущих уроках. Затем была определена новая тема «Культура, искусство, религия — как формы мировоззрения человека» и поставлены задачи перед учащимися:
- раскрыть содержание ключевых понятий темы: «культура», «искусство», «религия»;
- доказать, что культура, искусство и религия — формы мировоззрения человечества.
Ученикам было предложено самостоятельно изучить данную тему через организацию проектной деятельности и использование компьютерных технологий.
Учитель обществознания предложил детям алгоритм работы над проектом и критерии составления портфолио проекта.
Учитель информатики акцентировал внимание учеников на этапах работы над мультимедийной презентацией и критериях оценивания презентации, а также напомнил учащимся основные правила поиска информации в сети Интернет.
В заключении были определены составы групп и сроки выполнения проекта, процедура презентации проекта.
Алгоритм работы над проектом:
1. Определение задачи и проблемы проекта.
2. Определение структуры проекта.
3. Определение этапов работы над проектом.
4. Определение функционала участников проекта.
5. Сбор информации, оформление портфолио
6. Презентации проекта.
II. Основной (октябрь — декабрь)
На данном этапе самостоятельная деятельность учащихся проявилась в наибольшей мере: они посещали библиотеки, работали в компьютерном кабинете, собирая и обрабатывая информацию.
Роль учителей сводилась к постоянным консультациям учащихся.
Учитель обществознания консультировал ребят:
- по оформлению портфолио;
- определению задач и структуры реферата;
- по использованию информации, найденной в учебной литературе.
Им же проверялись черновые варианты портфолио и реферата.
Учитель информатики помогал учащимся при работе в сети Интернет и поиску там необходимой информации, при составлении мультимедийной презентации.
III. Презентация проекта (2 урока)
В начале урока учащимся были представлены «Критерии оценки мультимедийной презентации» и «Критерии оценки проекта» (<Приложение1>).
Также были сообщены требования к выступлению:
- Высокое качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения, соблюдение требования по времени.)
- Демонстрация слайдов мультимедийной презентации должна соответствовать устному выступлению.
- Аргументированные ответы на вопросы.
- Участие всех членов группы
Учащиеся представили 3 проекта по темам:
1. Культура как понятие менталитета
2. Искусство – с древних времен до 19 века (<Приложение 2>)
3. Религии мира (<Приложение 3>)
Презентация каждого проекта заняла от 10 до 15 минут. Ученики проявили знание и свободное владение изучаемым материалом. Мультимедийные презентации явились не только иллюстрированием материала, но и важной составляющей часть проекта, содержащей ключевые понятия темы. Учащиеся отвечали на вопросы, предложенные учителем.
В заключение учителями были даны рецензии на презентацию и портфолио проекта и поставлены оценки, которые были адекватно восприняты учащимися:
Ученики высказали свое мнение по поводу проектной деятельности. Их ответы показали, что:
- ученикам нравится проектная деятельность;
- интересно совмещать традиционные и новые формы поиска информации;
- проектная деятельность развивает способности, умения;
- не все участники группы добросовестно выполняют свои обязанности;
- хотелось бы продолжить работу над проектами.
(рефлексия проводилась письменно, анонимно, что позволило получить более достоверные результаты).
IV. Заключение
Подводя итоги проекта, мы сделали следующие выводы:
- цели и задачи, поставленные перед учениками и нами выполнены: ученики не только изучили предложенные темы, но и смогли их презентовать их с помощью компьютерных технологий;
- ученики проявили исследовательские и коммуникативные умения и навыки, добывая, обрабатывая информацию, организуя работу в группах;
- интегрированная проектная деятельность будет осуществляться и далее при изучении новых курсов и тем.
V. Список литературы.
1. Гузеев В.В. «Развитие образовательной технологии», М., 1998
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2006
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
4. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы, М., 2004
5. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования, М., 2005
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004