Интегрированный проект по обществознанию и информатике "Культура, искусство, религия как формы мировоззрения человека"

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Актуальность.

Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии. По нашему мнению, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию, проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления и организации познавательного процесса. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает ученикам возможность увидеть многие культурно-исторические памятники, места, вещи.

Исходя из этого, мы решили объединить возможности обеих технологий и применить их в интегрированном проекте «Культура, искусство, религия — как формы мировоззрения человека».

2. Цели и задачи проекта:

  • изучить ключевые моменты темы;
  • способствовать формированию умений самостоятельно искать и обрабатывать информацию;
  • способствовать систематизации теоретических знаний по теме «Компьютерные презентации» и формированию умений создавать и использовать мультимедийные презентации в работе над проектом;
  • содействовать развитию коммуникативных, организаторских, исследовательских умений и навыков при самостоятельной работе в группах.

3. Этапы работы над проектом

I. Организационный (2 урока)

Данный этап начался с вводной беседы учителя обществознания с учениками 10 класса, в ходе которой они повторили и обсудили такие понятия как мировоззрение, духовный мир, наука, литература, мораль, изученные на предыдущих уроках. Затем была определена новая тема «Культура, искусство, религия — как формы мировоззрения человека» и поставлены задачи перед учащимися:

  • раскрыть содержание ключевых понятий темы: «культура», «искусство», «религия»;
  • доказать, что культура, искусство и религия — формы мировоззрения человечества.

Ученикам было предложено самостоятельно изучить данную тему через организацию проектной деятельности и использование компьютерных технологий.

Учитель обществознания предложил детям алгоритм работы над проектом и критерии составления портфолио проекта.

Учитель информатики акцентировал внимание учеников на этапах работы над мультимедийной презентацией и критериях оценивания презентации, а также напомнил учащимся основные правила поиска информации в сети Интернет.

В заключении были определены составы групп и сроки выполнения проекта, процедура презентации проекта.

Алгоритм работы над проектом:

1. Определение задачи и проблемы проекта.
2. Определение структуры проекта.
3. Определение этапов работы над проектом.
4. Определение функционала участников проекта.
5. Сбор информации, оформление портфолио
6. Презентации проекта.

II. Основной (октябрь — декабрь)

На данном этапе самостоятельная деятельность учащихся проявилась в наибольшей мере: они посещали библиотеки, работали в компьютерном кабинете, собирая и обрабатывая информацию.

Роль учителей сводилась к постоянным консультациям учащихся.

Учитель обществознания консультировал ребят:

  • по оформлению портфолио;
  • определению задач и структуры реферата;
  • по использованию информации, найденной в учебной литературе.

Им же проверялись черновые варианты портфолио и реферата.

Учитель информатики помогал учащимся при работе в сети Интернет и поиску там необходимой информации, при составлении мультимедийной презентации.

III. Презентация проекта (2 урока)

В начале урока учащимся были представлены «Критерии оценки мультимедийной презентации» и «Критерии оценки проекта» (<Приложение1>).

Также были сообщены требования к выступлению:

  • Высокое качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения, соблюдение требования по времени.)
  • Демонстрация слайдов мультимедийной презентации должна соответствовать устному выступлению.
  • Аргументированные ответы на вопросы.
  • Участие всех членов группы

Учащиеся представили 3 проекта по темам:

1. Культура как понятие менталитета
2. Искусство – с древних времен до 19 века (<Приложение 2>)
3. Религии мира (<Приложение 3>)

Презентация каждого проекта заняла от 10 до 15 минут. Ученики проявили знание и свободное владение изучаемым материалом. Мультимедийные презентации явились не только иллюстрированием материала, но и важной составляющей часть проекта, содержащей ключевые понятия темы. Учащиеся отвечали на вопросы, предложенные учителем.

В заключение учителями были даны рецензии на презентацию и портфолио проекта и поставлены оценки, которые были адекватно восприняты учащимися:

Ученики высказали свое мнение по поводу проектной деятельности. Их ответы показали, что:

  • ученикам нравится проектная деятельность;
  • интересно совмещать традиционные и новые формы поиска информации;
  • проектная деятельность развивает способности, умения;
  • не все участники группы добросовестно выполняют свои обязанности;
  • хотелось бы продолжить работу над проектами.
    (рефлексия проводилась письменно, анонимно, что позволило получить более достоверные результаты).

IV. Заключение

Подводя итоги проекта, мы сделали следующие выводы:

  • цели и задачи, поставленные перед учениками и нами выполнены: ученики не только изучили предложенные темы, но и смогли их презентовать их с помощью компьютерных технологий;
  • ученики проявили исследовательские и коммуникативные умения и навыки, добывая, обрабатывая информацию, организуя работу в группах;
  • интегрированная проектная деятельность будет осуществляться и далее при изучении новых курсов и тем.

V. Список литературы.

1. Гузеев В.В. «Развитие образовательной технологии», М., 1998
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2006
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
4. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы, М., 2004
5. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования, М., 2005
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004