Система целей к уроку:
Цели урока: приобретение новых знаний. Применение умений самостоятельно в комплексе применять полученные ранее знания, умения и навыки. Осуществлять их перенос в новые условия.
Образовательная:
Совершенствовать умения работать с учебной литературой (учебником), рабочей тетрадью, дополнительным материалом, создание условий для усвоения нового материала на уроке:
а) знания: ключевых понятий (Великие Географические открытия, каравелла), дат (1492 г. – открытие Америки Х. Колумбом, 1499 г. – экспедиция Васко да Гамы открыла путь в Индию, 1519–1522 гг. – кругосветная экспедиция Ф. Магеллана);
б) понимания: причин и последствий Великих Географических открытий;
в) применения: полученных знаний для осмысления дальнейшего развития европейской цивилизации, самостоятельного решения проблемных ситуаций и вопросов.
Воспитательная:
Создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Развивающая:
Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.
Оборудование:
- Карта “Великие географические открытия”, атласы по истории Нового времени.
- Учебник: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500–1800. – М., Просвещение, 2006.
- Рабочая тетрадь: Н.В. Коробкина. Тетрадь по Новой истории для учащихся 7-х классов. – Киров, 2006 г. (Приложение 1).
- Черный ящик.
- Раздаточный материал .
Личности в истории: Христофор Колумб, Васка да Гама, Фернан Магеллан.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
- Причины Великих Географических открытий.
- Ход Великих Географических открытий.
- Последствия Великих Географических открытий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося.
2. Этап целеполагания и мотивации.
Учитель: Внимание! Черный ящик!
Под музыкальную заставку (из игры “Что? Где? Когда?”) ученик вносит в класс “черный ящик”.
Учитель: Уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это?
Ученики высказывают свои варианты
Учитель: Вы имеете право на три подсказки.
В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
1 |
2 |
3 |
Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят. | Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России. | Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино. |
Мяч |
Картофель |
Кукуруза |
Учитель: О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученики формулируют тему урока
Учитель: Наша тема “Великие Географические открытия (конец XV – начало XVI вв.)”. Подчеркните её в рабочей тетради на стр. 3.
Учитель: Действительно сегодня на уроке речь пойдет о событиях, вписанных золотыми буквами в историю человечества. Что вы хотите узнать о них?... Чему вы хотите сегодня научиться?...
Ученики хотят узнать причины Великих
Географических открытий, их ход, последствия.
Формулируют умения, которые хотели бы приобрести
на уроке.
Подводя итог сказанного учениками, учитель формулирует цель урока:
- Мы должны выяснить, почему начались Великие Географические открытия и к каким последствиям они привели.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Почему европейцев манили новые земли?
Ученики высказывают свои версии
Учитель: Для поиска ответа на наш вопрос поработаем с текстом о состоянии дел в Европе накануне Великих Географических открытий.
Учебник с. 11–12. Рабочая тетрадь стр. 4 № 2 (Приложение 1)
Для работы с текстом используется прием “Подумать, сговориться, обсудить”: вначале ученики самостоятельно читают текст, затем обсуждают в группе и “договариваются” об ответе, выбирают того, кто будет отвечать. По итогам ответов всех групп должна быть заполнена схема в рабочей тетради (стр. 4 № 2).
Примерный вариант заполнения
схемы
“Причины географических открытий”
Учитель: Проложите по карте самый короткий путь в Индию.
Ученики отмечают, что этот путь перекрыла Османская империя, а более безопасный путь в Индию только морем.
Учитель: Прочитайте текст (Приложение 2) и выполните в рабочей тетради задание № 4 на стр. 4 (Приложение 1).
Ученики называют самые важные географические открытия
Учитель: Но почему лишь в конце XV в. стали возможны Великие Географические открытия?
Заранее подготовившиеся ученики
кратко рассказывают о технических изобретениях,
способствующих развитию мореплавания:
каравелла, астролябия, компас.
Учитель: Мы уже знаем, почему начались Великие Географические открытия, как они проходили. К каким последствиям они привели?
Рабочая тетрадь стр. 5 № 9 (Приложение 1)
Для работы используется прием “Подумать, сговориться, обсудить”:
- сначала ученики работают самостоятельно (учебник не используется), ученики, которые испытывают затруднения могут попросить у учителя подсказки (Приложение 3);
- работа в группе.
Ученики легко называют последствия ВГО как положительные: приток драгоценных металлов в Европу, рост городов, развитие мировой торговли, освоение новых полезных сельскохозяйственных культур, развитие наук естественного цикла, так и отрицательные – истребление коренного населения Америки.
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Достигли ли европейцы тех целей, которые они ставили перед собой отправляясь в путешествия? (Рабочая тетрадь стр. 5 № 10) (Приложение 1).
Учитель: Достигли ли мы своих целей на уроке?
5. Рефлексия.
Учитель: Ребята! Если бы вы жили в XV в., то, какое открытие хотели бы сделать?
6. Информация о домашнем задании.
Наш урок подошел к концу, записываем домашнее задание:
- Прочитать параграфы 1, 2.
- Выучить записи в раб.тетради.
- Выполнить в рабочей тетради № 8 на стр.5