При обучении иностранному языку (в данном случае французскому) необходимо реализовывать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к каждому ученику, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации. Знание иностранного языка, знание страны изучаемого языка необходимо человеку в современной жизни. А понимание иноязычной культуры возможно только при глубоком знании истории и культуры своей страны, своего родного края.
Современные учебные пособия по французскому языку насыщены страноведческим материалом, что, конечно, радует. Было время, когда учитель испытывал дефицит информации о Франции, так как в учебниках она была представлена довольно скудно. Сейчас же мы с учениками, перелистывая страницы книг, путешествуем по различным регионам Франции, изучаем улицы Парижа, восхищаемся достопримечательностями французской столицы, посещаем музеи, киноконцертные залы, отели. А что же наша страна, наша столица? Информации о России, о родном крае, о городе, о природе, обо всём, что нас окружает, явно недостаточно. Таким образом, у нас с детьми возникла идея создания краеведческого журнала или альбома на французском языке. Форма работы очень необычна и интересна – международная проектная деятельность.
В прошлом году с помощью Интернета учащиеся нашего лицея обратились к школам Запада, где французский язык является основным родным языком или где французский язык изучается как иностранный, с предложением о сотрудничестве. В ответ пришли письма из Франции и Швеции. Из Франции мы получили письмо от M. Didier Vacquier, руководителя «Ассоциации имени Пушкина», маленького общества русско-французской дружбы. Из Швеции мы получили сообщение от Mm. Anna Ernerot, учителя французского языка, и её воспитанников: мальчиков и девочек от 12 до 16 лет. Теперь мои ученики могут лично общаться со своими сверстниками из зарубежных стран, пополняя свой багаж знаний: и языковой, и межкультурный.
Из писем мы можем понять, во-первых, чем заняты дети из других стран, что их волнует, что вызывает сложности. Во-вторых, заметно, что, несмотря на различия в культуре, религии, месте жительства, проблемы у нас одни и те же. Это учёба, взаимоотношения в семье, увлечения и планы на будущее. Школьники из разных стран задают одинаковые вопросы: где находятся Добринка и Липецк, какие предметы изучают дети в наших школах, как отдыхают, где найти побольше информации о России на французском языке.
Именно для наших новых друзей мы и подготовили «Презентацию Добринки» глазами школьников. Работа над этим проектом была ориентирована на личность учеников, учитывала интересы и потребности детей, их собственный жизненный опыт, опиралась на мнения и представления самих учащихся. Поэтому работа велась по тем разделам, которым дети отдали предпочтения и в которых смогли проявить свои способности: «Образовательная система», «Спортивное движение», «Досуг» в Добринке. При выполнении проекта дети (ученики 9 класса) участвовали в различных видах деятельности: обмен письмами с зарубежными сверстниками; подготовка и проведение мини – исследований, опросов, экскурсий, интервью; составление анкет, графиков, таблиц, диаграмм; обработка информации; работа над текстами, репортажами; фотосъёмка; организация презентации проекта; выступление на научно – практической конференции по краеведению. Данная работа развивала творческий потенциал личности ученика, расширяла кругозор учащихся, помогала им овладевать средствами исследовательской деятельности, а также современными методами учебной работы (с широким использованием информационных технологий), повышала межкультурную грамотность учащихся и развивала умения использования французского языка как средства межкультурной коммуникации. При работе над проектом учитывались факторы проблемности, новизны, вариативности и разнообразия, которые стимулировали интерес учащихся к выполнению «Презентации Добринки». Учащимся предстоит ещё очень большая работа в совершенствовании своих коммуникативных умений, но главное в том, что они обрели уверенность в своих знаниях и способностях.
Но не только переписка с иностранными сверстниками послужила активизацией процесса изучения своего родного края, своей малой Родины.
Вовлекая учащихся в проектную деятельность, мне хотелось, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем, имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком. Расширяются связи с зарубежными странами, являющимися инвесторами в Липецкой области и конкретно в Добринском районе (например, компания Сюкден, зарегистрированная в г. Лион, Франция, инвестирует Добринский сахарный завод и агрофирму «Добрыня»). И я хочу, конечно, видеть нынешних учеников достойными партнёрами в совместных проектах с зарубежными фирмами и активными участниками межкультурного общения. Но мне хотелось бы ещё, чтобы они любили свою Родину, большую и маленькую, жили и работали на благо родного края.
Приложение: Презентация