Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения ("Коридоры" взаимодействия)

Разделы: Социальная педагогика


Сейчас много говорят о духовности, о нравственности. Душа, дух человека, его состояние, когда он способен быть гуманным, отзывчивым, добрым, любить людей и свою страну,  сочувствовать инвалидам,  уважать  старших, да и не только старших, но и всех окружающих его людей, вообще уважать человека – это, прежде всего, умение сопереживать, стремление самому быть лучше, умение прийти на помощь другому.
В настоящее время духовный  аспект  нравственного воспитания как бы стирается из понятий поведения человека. Люди стремительно движутся к прогрессу, забывая о том,  что такие ценности, как материнская ласка,  доброе отношение к животным, окружающей среде, любовь не отменялись, но они  просто выталкиваются из жизни людей. И, действительно, сейчас сплошь и рядом можно услышать, а как люди, не стесняясь, употребляют и в разговоре между собой и в общественных местах, мягко говоря,  не совсем приятные слова, в том числе это делают сейчас совершенно спокойно не только взрослые, но и дети; и мальчики, и девочки наравне с мальчиками. Можно спокойно сидеть в трамвае и не уступать место старикам, можно спокойно подойти и встать без очереди, полностью игнорируя замечания окружающих в свой адрес. Можно  на огромной скорости въехать  в лужу и обрызгать водой стоящих на обочине людей.  Как удобно, когда есть такое понятие, как « гражданский брак», когда  под видом  свободы отношений между супругами, не надо  обременять себя никакими обязательствами, можно, если что-то не понравится, просто уйти,   так легко поломав жизнь другому человеку. Можно вообще не выполнить  обещаний, можно обмануть и не испытывать при этом никаких угрызений совести.
Очевидно, что-то уже  очень упущено  в воспитании, в нравственности. И, очевидно, на уровне уже всего общества. Разве не стоит над этим задуматься? Почему так происходит?
Газеты, радио, телевидение – это всё составные части  воспитания  общества, разлагающие наше  сознание на аспекты поведения, формируют само поведение. Чаще всего – это аспект, модуль подражания (боевики, статьи в газетах скандального характера о жизни звёзд, и других известных людей, фильмы в изобилии показывающие насилие). А плохое  всегда почему-то запоминается лучше, особенно, если  о нем говорится ежедневно, оно  начинает вольно  или невольно проявляться в жизни людей в той или иной форме. Условия существования людей стали жёстче. Когда-то на первый план выдвигались нравственные качества человека, теперь зачастую решают материальные ценности.  Расслоение общества сильно подрывает возможности формирования чувства справедливости в человеке, он может это принять, как свершившийся факт, но осознать  в полной мере  и внутренне принять этот факт он до конца не сможет.
Добившись многого в насыщении общества теми или иными материальными благами, очевидно, пришла пора подумать и о духовной стороне общественно развития. Сложность заключается в том, что  фактически этот вопрос еще нигде серьёзно не обсуждался и  не исследовался. По-видимому, необходимо  собраться  деятелям культуры, искусства, науки, образования, армии, различных  религиозных   конфессий, общественных деятелей, психологам. Если мы приоткроем страницы истории нашего государства, то можно  увидеть, как воспитывались у дворянских детей, например, культура, речи, манеры поведения. Это может служить хорошим примером для нынешнего поколения.  Взаимоотношения между поколениями заставляют задуматься о многом.
Занятия по этике и эстетике, как в детском саду, в школе, в институте могли бы хотя бы частично  удовлетворить потребность общества в духовном развитии личности, огромное значение  имеет воспитание чувства патриотизма,  любви и гордости за своё отечество, воспитание чести и гражданского долга. Уроки, любые занятия  в школах, в клубах и т.д. не должны подавлять психику ребёнка,  человеческую личность. Здесь важен созидательный процесс овладевания  знаниями, пробуждения интереса и любознательности. Важную роль в данном аспекте  играет  проблема  создания  образовательного и воспитательного пространства, механизм взаимодействия с партнёром, будь то учитель, одноклассник и т д.
Это так называемые « коридоры»   взаимодействия, которые строятся на таких  понятиях, как:

  • доверие;
  • психологическое взаимопроникновение;
  • желание сопричастности  к действию или высказыванию;
  • понимание и взаимопонимание;
  • принятие критического или негативного отзыва;
  • равноправное творческое  партнёрство (совместное принятие решений);
  • внутренняя готовность к сотрудничеству;
  • коридоры единомышленников (творческое единомыслие);
  • достижение высшей точки (нахождение так называемого «ключа») эмоционального и обучающего  фактора, или наличие в обучающем пространстве цепочки взаимосвязанных идей, направлений, ведущих к кульминации, то есть к глубокому проникновению в обучающее или воспитывающее пространство.

Учитель или воспитатель – это, прежде всего, личность, обладающая талантом, знаниями, даром интуиции, справедливости, умеющая быть ведущим не по должности  или возрасту, а по признанию  тех, кого  учит или воспитывает.
И это тоже важно, так как именно в детстве идёт формирование психики ребёнка, формируется реакция его нервной системы на различные раздражители окружающей среды. Эти раздражители формируют сознание ребёнка, определяют его дальнейшее поведение. Вот почему влияние со стороны общества на ребёнка должно носить больше положительный характер, нежели отрицательный. Перевес в сторону плюса в детском саду, в школе, дома,  чтобы можно было уметь противостоять возможным негативным влияниям улицы, обстановки, складывающейся вне дома (хотя в идеале такого не должно быть). А для этого сознание, мысли и действия тех, кто призван донести этот «плюс» людям, должно быть   высокодуховным  во всех нравственных проявлениях.
И это не поведение человека ограниченного какими-то рамками, это, прежде всего, норма поведения (положительная норма поведения),  к которой  должны стремиться все. Цель, достигнув которую обязательно станешь лучше. Должно стать  нормой, когда человеку будет стыдно за  свое неадекватное поведение в обществе. А, если стыдно, значит поведение  его будет не со знаком «минус», а со знаком «плюс»  А, значит, надо сделать так, чтобы было желание и стремление достичь этого, чтобы на этапе становления никто не осуждал, потому что человек учится хорошему, он растёт духовно. Разумеется, есть и должны быть критерии нормы поведения ребёнка и уже достаточно взрослого человека. Надо осознавать, то, что можно по не умению  и неосознанности  поведения ребёнку, то не может быть дозволено взрослому человеку, способному оценивать свои поступки и поведение. Конечно,  процесс этот бесконечный. Человек в своем стремлении стать лучше может достичь невообразимых высот. Но к этому надо стремиться. Без этого нельзя, если мы хотим, чтобы нас называли людьми, надо подниматься вверх по лестнице, а подниматься всегда  труднее, но надо. Мы можем и должны быть разными, но такие качества поведения, как: цинизм, злость, мстительность, ненависть, обман, трусость, жестокость, бездушие, отсутствие культуры поведения, не должны становиться критериями  развития общества. В нашей стране есть огромный потенциал и возможности для полноценного развития  личности. Необходимо весь опыт и знания, накопленные в этой области, систематизировать, обобщить, составить программы по всем аспектам духовного и нравственного  воспитания и обучения  подрастающего поколения с учётом тех изменений, которые произошли в развитии общества и общественного сознания. Воспитание полноценной личности должно стоять в центре  созидающего процесса   развития общества.