Мировое сообщество государств

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием “мировое сообщество”, представленное в лице Организации Объединенных Наций;
  • познакомить с историей, функционированием, задачами ООН.

Оборудование: таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал для парной и групповой работы.

Методическое обеспечение: электронная презентация; видеофильм “Стихийные бедствия”.

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

3. “Открытие” детьми нового знания

4. Применение новых знаний

5. Итог урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прочитайте слова: “Она не будет жаловаться на темноту, она зажжет свечу”.

- Попробуйте объяснить, о каком человеке так можно сказать?

- Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

II. Постановка проблемы.

1. Самоопределение к деятельности.

- В этой четверти мы приступили к последнему разделу курса истории и обществознания “Человек и единое человечество”. Мы продолжаем погружаться в эту тему, делать открытия, обогащаться знаниями. Конкретно тему урока обозначим чуть позже.

2. Повторение.

- Как называют всех людей, живущих на Земле? (Человечество)

- Продолжите: сегодняшнее общество – это ... (Все люди, живущие на планете, объединенные общими интересами)

- А у разных государств интересы разные или общие? К чему стремится наше государство?

- У каждого государства свои интересы, поэтому государства иногда ссорятся, случаются конфликты и даже войны.

3. Мотивирующий прием

- Давайте посмотрим видеосюжет и проанализируем ситуацию. (Фрагмент фильма “Стихийные бедствия” ураган, цунами)

- Что произошло и в каком положении оказалось государство и его местные жители?

- Как вы думаете, будет ли оказана помощь?

Проблемный вопрос на доске: Почему государства помогают друг другу?

- Предлагаю вам обсудить это в группах, а свои версии записать.

Прослушивание и обсуждение версий, выступает представитель от каждой группы:

  • нельзя бросать в беде невинных людей – нужно помогать;
  • государство не справится самостоятельно с убытками;
  • это может случиться с каждым, как ты относишься…, так и к тебе;
  • нужно сохранять и поддерживать дружеские отношения, ведь мы единое человечество;
  • должна быть взаимопомощь, солидарность, гуманизм.

- Может ли государство самостоятельно справиться в данной ситуации?

- А кто принимает решение об оказании помощи на международном уровне? (ООН)

- Мы вплотную подошли к теме урока. Первичное знакомство состоялось при изучении какой эпохи? В чем особенность этой организации, если говорить о количестве стран, входящих в данную организацию? (Почти все страны)

- Хотя ООН является универсальной организацией, признанной всеми странами мира, многие до сих пор не имеют полного представления о том, как она работает и чем занимается. На эти вопросы мы сегодня и попробуем ответить. У каждого учащегося информационный лист, куда нужно вписывать нужную информацию.

Организация Объединенных Наций
1 Основана  
2 Штаб-квартира  
3 Число членов государств  
4 Главный орган управления  
5 Основные направления работы  
6 Дата принятия ВДПЧ  

План.

1. Страницы истории ООН.

2.Деятельность ООН.

3. ВДПЧ.

4. Совет безопасности.

III. “Открытие” детьми нового знания.

- Что же это за организация, какова история создания ООН. (Выступления 3 учащихся)

- Вернемся к нашей проблемной ситуации: почему ООН занимается организацией помощи нуждающимся странам?

- Что необходимо для оказания помощи? (Еда, вода, медикаменты, врачи, спасатели...)

- Представьте, что все страны привезут только еду или только медикаменты – сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями и решить проблемы?

- Как помощницам договориться о том, кто и чем будет помогать?

Вывод: Все государства планеты – это единое сообщество, т.к у всех есть общие интересы – МИР, БЕЗОПАСНОСТЬ. Поэтому они помогают друг другу, а для защиты интересов есть ООН.

- Но ООН занимается не только сохранением мира и оказанием помощи. Она ведет разностороннюю деятельность, направленную на улучшение жизни людей во всем мире. 60 направлений своей деятельности насчитывает ООН.

- Сейчас посмотрим презентацию, которую подготовила группа учащихся по второму пункту нашего плана. На ней представлены: “Основные направления деятельности ООН”.

1 слайд – Что это? (Одно из зданий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Что за флаги?)

2 слайд – Деятельность по поддержанию мира (с момента окончания II Мировой войны было урегулировано150 конфликтов. Сохранение мира сложнейшая задача).

Остальные слайды. – Деятельность ООН.

3 слайд – Особое внимание организация уделяет правам человека. Еще в декабре 1948 года она приняла документ, в котором перечислены права всех людей мира. Этот документ называется ВДПЧ.

- Из учебника на странице 110 зачитаем, что такое декларация.

- Какие права вы знаете? Поработайте в парах с учебником и заполните схему (права человека).

Право на труд, право на свободу слова, право на гражданство.

- Но без обязанностей прав не бывает. ВДПЧ провозглашает, что дети имеют особые права. Какие? ВДПЧ приняла ещё один документ 20 ноября 1989 года “Конвенция о правах ребёнка”.

Вывод: Все люди рождаются свободными и равноправными.

– А что будет, если кто-то нарушит права? Есть в структуре ООН специальная организация Совет Безопасности, которая отвечает за сохранение и не нарушение прав. Прочитайте самостоятельно пункт параграфа и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске.

1) Каковы задачи СБ?

2) Какие страны имеют постоянных представителей в СБ?

3) Какие наказания могут быть наложены на “провинившиеся” государства?

IV. Применение новых знаний.

  1. Пересказ по пунктам плана о СБ.
  2. Заполнение информационных листков.
  3. Проверка и самопроверка.

- Вернемся ещё раз к проблемной ситуации: почему государства помогают друг другу?

Вывод: Потому что все государства это единое сообщество, у нас есть общие интересы.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, ООН помогает улучшить жизнь всех народов мира. Почему?

- Это центр решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Но мы должны помнить и знать. Множество людей по-прежнему беззащитны перед лицом голода, болезней, нищеты, перед экологическими проблемами окружающей среды. А поэтому ООН продолжает оказывать помощь нуждающимся, для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ!

- Подумайте, а что можете сделать вы, чтобы помочь?

- Главное, не быть равнодушным, посмотрите вокруг себя, узнайте о людях, жизнь которых отличается от вашей. А в будущем: быть полезным обществу. Много лет назад про Элеонору Рузвельт сказали: “Она не будет жаловаться на темноту, она зажжет свечу” Это член организации ОН, по её инициативе была разработана ВДПЧ. Её деятельность помогла улучшить жизнь всех людей мира. Хочется верить, что когда-нибудь скажут и о вас.