Число детей, испытывающих те или иные затруднения в обучении, имеет постоянную тенденцию к росту. По разным данным, до 70% учащихся массовых школ испытывают трудности в прохождении школьной программы, а 20-30% детей по тем или иным причинам вообще не в состоянии усвоить ее за отведенное время и в необходимом объеме. Причинами этого являются социальные, экономические, экологические и психолого-педагогические факторы.
Неуклонно растет количество детей с негативной реакцией на традиционные формы обучения в массовой школе, со скрытыми и явными формами отказа от обучения, проявляющимися в той или иной степени педагогической запущенности и снижении качества обученности детей.
Обучение таких детей – особая педагогическая проблемы, которая успешно решается в муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” г. Новокузнецка Кемеровской области. Наш Центр существует 5 лет. Главным в его деятельности является индивидуальный подход к обучению и воспитанию подростков-депривантов, осуществляемый в соответствии с потребностями, потенциальными возможностями и особенностями детей и реализуемый в различных видах общественно и личностно значимой деятельности. Творческая атмосфера нашего образовательного учреждения обеспечивает нестандартное решение самых трудных педагогических проблем, в том числе и преодоление педагогической запущенности и безграмотности обучающихся, сопротивление педагогическому воздействию и т.д.
Подавляющее большинство обучающихся Центра демонстрируют исходно низкий уровень учебной мотивации. Негативный социальный, жизненный и школьный опыт воспитанников Центра отрицательно сказывается на их познавательных мотивах. Целенаправленная систематическая работа по формированию устойчивой учебной мотивации обучающихся, которая осуществляется сотрудниками Центра, позволяет преодолевать различные формы отказа от обучения.
Организация и руководство научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся по различным предметам Учебного плана осуществляются учителями-предметниками и специалистами нашего учреждения в целях расширения положительной личностно значимой сферы деятельности подростков-депривантов. Исследовательская работа проводится в рамках образовательного учреждения, района, города, области. Данная работа направлена по большей части на самопознание и познание окружающего подростка мира.
В процессе исследовательской работы мы рассчитываем повысить мотивационную составляющую образовательного процесса, т. е., уровень интереса обучающихся к учению. Кроме того, в ходе этой работы повышается частота проявления стремлений школьников к познавательной деятельности, увеличивается потребность узнавать новое, искать самостоятельно ответы на поставленные вопросы.
В 2005-2006 учебном году на I школьной научно – практической конференции “Наука и жизнь” представили свои работы 5 обучающихся:
- Варламов А. 9А класс. Изучение уровня алкоголизации среди учащихся ЦЛПДО (руководитель – учитель химии Исаева Т.А.)
- Демидова А. 8А класс. Функционирование этикетных формул в речи школьников (руководитель – учитель русского языка и литературы Лукьянченко И.В.)
- Ивлева А.. 8Б класс. Влияние проектной деятельности на креативность обучающихся Центра (руководитель – учитель технологии Кузнецова Л.Г.)
- Худенко В. 7А класс. Топонимика Кузбасса на уроках русского языка (руководитель – учитель русского языка и литературы Зорина Т.А.)
- Овчинникова Ю. 8Б класс. Нетрадиционные методы обучения на уроках географии как средство повышения качества знаний обучающихся (руководитель – учитель географии Голубцова Е.Н.)
В соответствии с планом методической работы муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” в 2006-2007 учебном году были организованы мероприятия по вовлечению обучающихся в научно- исследовательскую деятельность под руководством учителей-предметников и специалистов Центра. В этом же учебном году в Центре было организовано и начало работу Научное общество обучающихся и педагогов Центра. В соответствии с планом работы общества в течение учебного года проводились тематические заседания, был организован и проведен I День науки. Таким образом, в 2006-2007 учебном году II-ая школьная научно – практическая конференция “Наука и жизнь” проходила в рамках I-го Дня науки Центра.
Положение о II научно-практической конференции старшеклассников МОУ ЦЛПДО “Наука и жизнь”
Цель: Выявление и поддержка педагогов, школьников, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- активизировать работу учителей по работе с талантливой молодежью;
- пробудить у школьников интерес к предмету;
- научить работать с литературой;
- вооружить элементарными навыками исследования.
Учредитель: администрация МОУ ЦЛПДО
Проведение конференции: конференция проводится 2 февраля 2007 года.
Условия проведения конференции:
В конференции могут принять участие обучающиеся 7-9 классов, имеющие навыки самостоятельной работы (а также под руководством педагога) с научной литературой, навыки исследовательского поиска.
Участник конференции представляет свою работу в течение 10 минут.
Материалы на конкурс принимаются в виде печатного текста.
Научно-исследовательские работы могут быть представлены по следующим номинациям:
- гуманитарные предметы; математика; краеведение; естественно научные дисциплины; педагогика и психология.
- Участники конференции могут представить работу в форме:
- реферата; реферата с элементами исследования; научно-исследовательской работы.
Предпочтение отдается научно-исследовательским работам!
Требования к работе:
Основными элементами структуры представляемой работы являются:
- Титульный лист (данные об авторе, руководителе, рецензенте);
- Оглавление;
- Введение (актуальность исследования);
- Основная часть (обзор литературы по теме, практическая часть);
- Заключение (результаты, их значение);
- Список литературы;
- Приложение.
Состав жюри: утверждается ежегодно на заседании НОО.
Подведение итогов: победители в каждой номинации (участники и руководители) награждаются дипломами и ценными подарками.
Критерии оценки научно-исследовательских работ:
- Исследовательский характер;
- Новизна исследования;
- Актуальность;
- Практическая значимость;
- Оформление работы (соответствие требованиям);
- Логичность изложения материала (письменно);
- Манера изложения (устно);
- Ответы на вопросы.
На II научно-практической конференции было представлено уже 7 работ, которые носили исследовательский характер, отличались актуальностью и новизной, логичностью изложения материала. В обсуждении докладов приняли участие обучающиеся 6-9 классов.
Учащиеся 1-4 классов посетили районную библиотеку, где познакомились с различными словарями, справочниками и приобрели первоначальные навыки работы с энциклопедической и справочной литературой.
Школьники среднего звена посетили дом-музей Ф.М. Достоевского, где попробовали себя в роли литераторов-составителей рекламных проспектов.
Проведение Дней науки и научно-практических конференций в Центре преследовало цели выявления и поддержки педагогов, школьников, проявляющих интерес к научно – исследовательской деятельности. Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- активизация работы учителей с талантливыми школьниками,
- пробуждение, у обучающихся, интереса к предмету,
- вооружение элементарными навыками исследования и презентации.
Анализ работы по данному направлению показал, что нам удалось добиться положительной динамики благодаря тому, что исследовательская работа проводилась планомерно в течение всего первого полугодия. Формулировка тем и определение участников конференции прошло в сентябре 2006 года, в ноябре состоялось организационное собрание научного общества с участием руководителей и школьников. Присутствующие были ознакомлены с условиями проведения научно – практической конференции, требованиями к работе и выступлению. На собрании 15 декабря учащиеся выступали с обоснованием актуальности и планом проведения практической части исследования.
Все материалы на момент проведения конференции (2 февраля 2007 г.) были предоставлены в печатном виде и соответствовали требованиям к данному виду работ.
Для проведения научно – практической конференции были подготовлены программы школьной НПК, создано жюри, определены секции: гуманитарные предметы (4 работы) и педагогика и психология (3 работы), приглашены участники – обучающиеся старших классов.
Итоги подводились членами жюри в каждой секции по критериям, отраженным в Положении о проведении школьной НПК, с которыми участники были ознакомлены заранее. В феврале руководителем НОО были поданы заявки на участие обучающихся в районной НПК “Открытый мир”; городской НПК “Мир здоровья”; городской открытой НПК МОУ “Гимназия №48”; городской НПК, посвящённой памяти Н.С. Ермакова; городской краеведческой НПК; XIV региональной научно-исследовательской конференции.
На районной научно – практической конференции научным обществом обучающихся было представлено 5 работ, которые завоевали дипломы I степени (Савич Д. (9класс), Иванов А. (8 класс), Чернавин И.(8 класс); Курченко К. (9 класс) и Демидова А. (9класс) получили сертификаты участников.
В ходе городской конференции “Мир здоровья” на достаточно высоком уровне представили свои исследовательские работы:
- 1 место Савич Д. секция “Психология”,
- 3 место Худенко А., секция “Психология”,
- 3 место Курченко К., секция “Педагогика”,
- Иванов С., сертификат участника, секция “Биология и здоровьесбережение”
- Демидова А., сертификат участника, секция “Культура речи”.
Руководителем НОО было организовано участие обучающихся нашего Центра в XIV региональной научно – исследовательской конференции. Обучающиеся Савич Д., Худенко А., Курченко К., Демидова А. получили удостоверения участников региональной конференции. Положительным результатом и школьники, и руководители считают то, что были сделаны необходимые выводы по содержанию исследовательской работы и представлению материала.
Продолжена работа по представлению научно-исследовательской работы обучающихся под руководством педагогов Центра на Всероссийском уровне. Стало традицией участие во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся “Первые шаги”. В 2006-2007 году представлены работы Савича Д. (руководитель Дудина Л.А.), Сасса А. (руководитель Кузнецова Л.Г.), Демидовой А. (руководитель Лукьянченко И.В.).
В 2007-2008 учебном году планируется продолжить работу с обучающимися в данном направлении.
ПЛАН РАБОТЫ научного общества обучающихся МОУ ЦЛПДО в 2007-2008 учебном году.
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Выбор тематики исследования. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Сентябрь 2007 г. |
2. | Заседание научных руководителей и обучающихся. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 14.09.2007 г. |
3. | Организация работы обучающихся по выбранным темам. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Октябрь-декабрь 2007 г. |
4. | Заседание членов научного общества с руководителями. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 08-14.10.2007 г. |
5. | Организация первичного рецензирования работ обучающихся. | Декабрь | |
6. | Заседание членов НОО. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 15-30.12.2007 г. |
7. | Первичное редактирование работ обучающихся. | Учителя-предметники | 20-30.12.2007 г. |
8. | Отбор и рецензирование работ обучающихся для участия в школьной НПК. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, руководитель Методического совета Центра | 10-25.01.2007 г. |
9 | Подготовка проведения школьной НПК “Наука и жизнь”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, руководитель Методического совета Центра | Январь 2007 г. |
10. | Школьная НПК “Наука и жизнь”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 01.02.2008 г. |
11. | Заседание членов НОО. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 04.02.2008 г. |
12. | Участие во Всероссийском открытом конкурсе “Первые шаги-2008” | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Январь |
13. | Подготовка к участию в районной НПК “Открытый мир”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Январь-февраль 2008 г. |
14. | Подача заявок на участие в районной НПК “Открытый мир” и городской НПК “Мир здоровья”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО | 29.01.-10.02. 2008г. |
15. | Участие в районной НПК “Открытый мир”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Февраль. |
16. | Подготовка к участию в III городской НПК “Мир здоровья”. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, руководитель Методического совета Центра | Январь-февраль 2008 г. |
17. | Участие в городской НПК “Мир здоровья” | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Февраль |
18. | Подготовка и участие в городских НПК: Городской открытой НПК МОУ “Гимназия N48”. Городской НПК, посвященной памяти Н.С. Ермакова. Городской краеведческой НПК. |
Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Март-май 2008г. |
19. | Участие в XV региональной научно-исследовательской НПК. | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | Март |
20 | Заседание членов НПК “Подведение итогов работы за год” | Заместитель директора по УВР - руководитель НОО, учителя-предметники | 27.05.2008г. |
21 | Награждение активных участников НОО МОУ ЦЛПДО. | Директор Центра, заместитель директора по УВР - руководитель НОО, руководитель Методического совета Центра | Май 2008г. |
На 2007-2008 учебный год мы сочли нужным расширить тематику и количество заседаний Научного общества обучающихся и педагогов и специалистов с целью повышения уровня адаптации обучающихся к публичным выступлениям, повышения качества представляемых работ, а также с целью активизации проведения исследовательской работы обучающимися.
Тематика заседаний Научного общества обучающихся МОУ ЦЛПДО в 2007-2008 учебный год
№ п/п | Тема заседания | Участники | Дата |
1. | Выбор темы исследовательской работы и планирование деятельности в 2007-2008 учебном году. | Научные руководители и обучающиеся. | 14.09.2007 |
2. | Актуальность тем исследований и теоретическое обоснование. | Научные руководители и обучающиеся. | 08-14.10.2007 |
3. | Практическая направленность исследовательской работы. | Научные руководители и обучающиеся. | 19-25.11.2007 |
4. | Результаты работы по теме. | Научные руководители и обучающиеся. | 17-24.12 |
5. | Итоги школьной НПК “Наука и жизнь” и планирование участия в районных, городских, региональных и Всероссийских мероприятиях. | Научные руководители. | 03.02.2008 |
6. | Итоги участия в мероприятиях в 2007-2008 учебном году, награждения и планирование деятельности на новый учебный год. | Научные руководители и обучающиеся. | 28.05.2008 |
По итогам проведенных заседаний на 15 января 2008 года 12 обучающихся Центра (12% от общего количества подростков) под руководством педагогов и специалистов занимаются исследовательской работой.
Таким образом, мы считаем, что проведение всей вышеперечисленной работы позволяет успешно решать задачи воспитания, развития и обучения, в том числе:
- привитие интереса к изучаемым предметам;
- повышение мотивации к обучению;
- расширение кругозора обучающихся-депривантов;
- расширение границ положительной личностно-значимой сферы деятельности подростков с девиантным и делинквентным поведением.
Использованная литература:
- Левина, И. Л. Предисловие [Текст] / И. Л. Левина // Взаимодействие школы и социальной среды в процессе развития личности школьника : коллективная монография. – Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2006. С. 5-6.
- Статырская, А. Г. Организация и осуществление патриотического воспитания в ходе учебного процесса в МОУ ЦЛПДО [Текст] / А. Г. Статырская // Патриотическое воспитание в учебном процессе: научно-методический сборник материалов по патриотическому воспитанию “Я патриот России”. – Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2007. – 560 с.