Цели:
- познакомить учащихся с птицами, показать их красоту и многообразие, значение для человека; выделить существенные и отличительные признаки птиц; обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о жизни птиц,
- развивать творческие способности, речь, мышление, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, наблюдательность, логическое мышление, навык самостоятельного добывания знаний;
- воспитание доброты, заботливого отношения ко всему живому, ответственного и действенного отношения к природе, потребности охранять природу, знать её законы.
Оборудование: медиапрезентация (Приложение), медиапроектор , учебник-тетрадь «Окружающий мир», автор: О.Т.Поглазовова, 1 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя. <Приложение Слайд 2>
Учитель читает стихотворение под спокойную музыку
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм–
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
– О каком храме природы говорится?
– Как вы понимаете слова «открыт для нас в жару и стынь», «будь сердцем чуток»? Девиз нашего урока: «Береги и охраняй родную природу!»
2. Сообщение темы урока
Отгадывание кроссворда-загадки, раскрывающего, каким животным будет посвящен урок.
– Разгадав ключевое слово, вы узнаете тему урока.
1. На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)3. На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец)
4. Зимою краснеют
На голых ветвях.
Весенней порою
От нас улетят. (Снегири)5. Непоседа, пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Ответы на загадки по вертикали составят слово «птица».
(Выполнение одновременно задания №1, стр. 13 в учебнике – тетради «Окружающий мир», 1 класс, автор – О.Т. Поглазова)
– С какой группой животных мы сегодня познакомимся? Тема нашего урока: «В семье пернатых друзей».
– Почему птиц называют пернатыми друзьями?
– Каких птиц вы наблюдали в лесу? у реки? в парке? в зоопарке? во дворе?
3. Выявление существенных признаков птиц. <Приложение Слайд 3>
4. Работа в парах
– Сравните птиц. Чем они сходны, чем различаются? (Две четырёхпалые ноги, клюв, оперение и крылья).
Заполнение таблицы в учебнике-тетради, задание №3, стр. 14 <Приложение Слайд 4, 5 >
5. Нахождение отличительных признаков птиц, рассматривая рисунки птиц и опираясь на наблюдения детей
– Чем различаются перья у птиц? Для чего они нужны? (Перья у птиц разные. Они различаются цветом, формой, размерами. Одни перья защищают птиц от холода (маленькие), другие помогают им летать (большие).
Дополнительные сведения.
Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы
взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.
Своё оперение птицы чистят, укладывают и
смазывают. Для смазывания они пользуются
жидкостью из железы над хвостом, и перья не
намокают.
Но всё равно рано или поздно перья обтрёпываются
и изнашиваются. Поэтому, по крайней мере, раз в
год, птицы сбрасывают старые и отращивают новые
перья.
– Обратить внимание на клюв, одинаков ли он.
(С помощью клюва птицы добывают пищу,
приводят в порядок свои перья, вьют гнёзда,
ухаживают за птенцами, подают сигналы.
По форме птичьего клюва можно сказать, чем
питается птица. Пеликаны ловят рыбу в мешки под
клювом. Фламинго добывают пищу, процеживая через
клюв).
6. Среда обитания птиц.
– Где можно встретить птиц?
Задание. Нарисовать дорожку птицам; одним в лес, другим в птичник, а третьим – в водоём. (Задание №3, стр.15 в учебнике-тетради)
– Что подсказало вам, какие птицы живут у воды?
У водоплавающих птиц на лапах есть перепонки,
которые помогают им плавать.
– Как вы думаете, каких птиц называют домашними?
дикими?
– Отметьте домашних птиц условным знаком
–
– Подсчитайте количество домашних и диких
птиц на рисунке. (Домашних птиц меньше, чем
диких).
– Да, природа создала огромное разнообразие
птиц, но только часть их приручил человек.
– Отметьте птиц, обитающих в родном крае –
<Приложение Слайд 6>
7. Знакомство с разнообразием птиц. <Приложение Слайд 7>
МОРСКИЕ ПТИЦЫ.
Слайд 8 с гиперссылками (слайды 9, 10, 11) знакомит с такими птицами как: гагарки, альбатросы, бакланы; а также с характерными для них особенностями жизни.
БОЛОТНЫЕ ПТИЦЫ.
Слайд 12 с гиперссылкой (слайд 13) знакомит с такими птицами как: кроншнеп.
ПРЕСНОВОДНЫЕ ПТИЦЫ.
Слайд 14 с гиперссылкой (слайд 15) знакомит с такими птицами как: лебеди, утки, цапли и аисты.
ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ.
Слайд 16 с гиперссылкой (слайд 17) знакомит с такими птицами как: орлы.
ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ. ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ РОССИИ.
Слайд 18, 19 знакомит с такими птицами как: зяблик, варакуша, соловей, дрозд, зарянка, скворец.
НЕЛЕТАЮЩИЕ ПТИЦЫ.
Слайд 20 знакомит с такими птицами как: пингвин, страус.
РАЙСКИЕ ПТИЦЫ.
Слайд 21 знакомит с тропическими птицами.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ.
Слайд 22 знакомит с такими птицами как: колибри, страус.
8. Обращение к проблеме охраны и защиты птиц
<Приложение Слайд 23> (знакомит с птицами, которые занесены в Красную книгу. Это: рыжий воробей, мандаринка, розовый пеликан, кудрявый пеликан, черный журавль, белая цапля).
– Удивительные творения природы – птицы –
радуют нас своей подвижностью, и голосом, и
обликом. Недаром люди всегда проявляли и
проявляют заботу о пернатых друзьях.
Многие птицы и животные стали
редкими. Они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Красной
она называется потому, что красный цвет – сигнал
опасности.
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
– Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам? Что можно сделать для их защиты?
III. Итог урока
– В семье каких животных мы с вами побывали?
– Что вы узнали нового о птицах?
Игра «Самый внимательный».
- У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана).
- У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не мёрзнуть на морозе).
- Самая крупная птица в мире? (Африканский страус).
- У какой птицы самый большой размах крыльев? (У альбатроса).
- Назовите самую маленькую птицу? (Колибри).
- Какая птица обладает самыми длинными шеей и ногами относительно туловища? (Фламинго).
- Все ли птицы летают? (Не летают страус, пингвин).
Домашнее задание.
Подготовить дополнительный материал о птице, которая вас заинтересовала (по желанию).
Презентация урока «В кругу пернатых друзей»
разработана по программе УМК «Гармония» по
предмету окружающий мир, 1класс. Но её можно также
использовать и по другим образовательным
программам: «Школа 2100», традиционная и другие.
Возможно применение и на интегрированных уроках:
русский язык + окружающий мир, математика +
окружающий мир, изобразительное искусство +
окружающий мир.
Данная презентация является эффективным
дополнительным средством, позволяющим
обеспечить более качественное обучение в
сочетании с учебниками, рабочими тетрадями,
раздаточным материалом.
Эпизодическое использование большого экрана,
разнообразная учебная деятельность
обеспечивает здоровьесберегающий эффект
обучения, существенно влияет на эмоциональный
фон урока, помогает оптимизировать учебную
нагрузку.