Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.
Тема: Зимняя пора в жизни животных.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью домашних и разных групп диких животных в зимнее время года;
- продолжить развитие у учащихся умения работать с научно-популярным текстом,
- формировать волевой компонент познавательной деятельности;
- развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных,
- развивать умение слушать партнёра, считаться с его суждением;
- стимулировать мыслительную деятельность;
- формировать творческую личность;
- развивать интерес к чтению дополнительной литературы о жизни животных;
- развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, верно отбирать нужный материал по теме;
- расширять эрудицию учащихся, удивлять его фактами, деталями;
- воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах;
- вызывать устойчивый эмоциональный интерес к приобретению знаний.
Оборудование: дневники наблюдений, песня « Почему медведь зимою спит», картинки с изображением природы зимой, диких животных; шапочки и маски животных, запись сказки о волке, песня « Не дразните собак».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Я рада, этой новой встрече,
Мне с вами интересно!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем изучать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Сообщения синоптиков
Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт.
Мы встречаем Новый год.
Как всегда в начале урока сообщения синоптиков. (На доске – начало предложений)
- Солнце … в декабре греет слабо. Стоит низко над горизонтом, показывается из-за облаков редко.
- Небо … днём серое, тусклое. Облака стелются над землёй низко.
- Земля … покрыта снегом.
- Температура воздуха… становится всё холоднее и холоднее.
- Дует … слабый ветер.
- День … короче ночи.
У. А что особенного в этом месяце? (День
зимнего солнцестояния – 22-го числа.)
У. Какие пословицы о декабре вы
знаете? (Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь – полночь года.)
У. А какие декабрьские приметы вы
знаете? (Если в декабре большой иней – это к
хорошему урожаю. Много звездных ночей в декабре
– будет летом много ягод. Если в декабре снег
вплотную привалит к заборам – неурожайное будет
лето.)
У. Зима навела строгий порядок в лесах и
полях. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает
белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они
все в одинаковых нарядах. В переменах, которые
принесла с собой зима, есть свои прелести:
чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых
ветвей, какая-то особая лёгкость бодрящего
воздуха и ко всему этому – великий покой,
разлившийся в природе.
3. Постановка задачи урока
На доске карточки:
Кабан таракан филин
Медведь мухи клёст
Лось муравьи стриж
Олень пчёлы ястреб
– Как назвать одним словом? Одним словом – это животные. Учёные-зоологи выделяют несколько групп животных. 1-я группа – это млекопитающие, 2-я –насекомые, 3-я – птицы. А ещё какие группы знаете?
Д. Земноводные, пресмыкающие, рыбы.
У. Значит, мы сегодня поговорим… о животных, о том, как они зимуют. Однако для животных наступила суровая пора. Все животные еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения происходят с шерстью у всех животных? (Она стала длиннее, появился подшерсток.)
У. Как называется процесс смены одной шерсти на другую?
(линька)
(Если не ответят, то подсказка на с. 111.)
4. Закрепление полученных знаний и выявление неусвоенного учебного материала
1. Телеграмма от домашних животных.
У. Угадайте, от кого пришла телеграмма.
«Нам не надо готовиться к зиме. О нас
позаботились наши хозяева. Они приготовили ещё с
лета и осени нам корм. Отремонтировали и утеплили
жилища. Зимой за нами ухаживают.»
2. Работа с тетрадью.
С. 51 № 110. Разгадай кроссворды из названий домашних животных и их жилищ.
У. А теперь перейдём от домашних животным к … диким, а именно –млекопитающим.
3. Отгадайте загадку.
С кисточками ушки.
Гриб увидит на опушке –
Прыг за ним с густых ветвей
И домой несёт скорей. (Белка)
У. Что вы знаете о белке, как она зимует?
Есть на свете старичок,
Старичок Лесовичок,
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зелёном армяке.
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам,
Ходит-бродит по травинкам,
Старичок Лесовичок,
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
Довелось ему как-то раз
Услышать вот такой рассказ.
4. Инсценирование. «Синица и белка».
Синица: Ты чего, Белка, из гнезда не
выходишь?
Белка: Я, птица-синица, тепло берегу. На
воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом
заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу
нос выставить.
Синица: А чем же ты кормишься?
Белка: А у меня с лета сухие грибки
припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в
морозы-то и отсижусь!
У. Что вы узнали? А другие белочки хотят что-нибудь рассказать о своей жизни?
Зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь,
Меньше приходится прыгать и скакать,
Силы надо беречь и сохранять!
Всю осень дупло я утепляла,
Пух, соломинки туда я натаскала,
К зиме готовила запас:
Грибы, орехи, ягоды припас.
Чтоб зимой не голодать,
Где ж еду в мороз достать?
Трудно мне же зимовать!
У. О чём нам рассказала эта белочка?
Белка. Летом я рыжая, зимой – серебристо-серая. Благодаря такой окраске я летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего снега, лежащего на хвое и сучьях деревьев, также малозаметна. К зиме я утеплила своё гнездо, которое служит мне надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо я строю в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, я по лесу не бегаю, в гнёздах прячусь. А гнездо моё называется гайно. Оно представляет собой шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме я сделала съестные припасы.
У. Почему белка меняет цвет шерсти? Как называется её гнездо? Что оно представляет собой?
Вывод (на карточках): Белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы.
У. Кто ещё меняет цвет шерсти? (Заяц.)
– Отгадав загадку, вы узнаете правильный ответ.
Прокатился шум лесной-
Под кустом притих косой,
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал. (Заяц)
У. Как приготовился заяц к зиме? (Дети отвечают.)
– Насколько правильны ваши ответы, мы сейчас и узнаем.
Заяц и летучая мышь
Заяц: Здравствуй, Ушан-летучая мышь!
Мышь: Здравствуй, Заяц-длинные уши!
Заяц: Как живёшь-поживаешь?
Мышь: Лучше всех живу – горя не знаю!
Заяц: Как же это та так ухитряешься?
Мышь: Это проще простого. Как плохо мне,
– зима там пришла, – я на боковую. Сплю да сладкие
сны смотрю. Иной год месяцев 10 просплю!
Заяц: Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я
так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми
глазами!
У. Что вы нового узнали?
Заяц и Снегирь
Снегирь: Заяц белый , куда бегал?
Заяц: На деревню.
Снегирь: Для чего?
Заяц: Клочок сена подобрать, зелени
пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
Снегирь: И нашёл?
Заяц: Как бы не так! Сено под снегом,
зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие!
Снегирь: А теперь ты куда?
Заяц: Осинку глодать.
Снегирь: Да она , поди, горькая?
Заяц: Сладкая! Вчера не поел, сегодня не
ел,- куда, как сладка осинка покажется!
У. А из этого рассказа, что узнали?
– Пришёл черёд рассказать нашим зайцам о
себе.
И я вам расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме я побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя не трус, но всего боюсь.
А питаюсь я корой, ягодой лесной.
– Какие изменения произошли у зайца зимой? Чем он питается? Как он прячется от врагов?
Заяц
Я живу в лесу, предпочитаю густые заросли кустарников. У меня задние лапы сильнее передних. Я легко бегаю по рыхлому снегу, как на лыжах. Сплю чутко, дремаю в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячусь в неглубоких ямках, в кустах. Ложусь в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Я мастер запутывать следы: несколько раз проскочу по своим следам, то прыгну в сторону.
Вывод: Заяц меняет цвет, дом не строит,
припасов не делает. Кто ещё не готовит себе
запасы на зиму? (Волк, лиса, лось)
У. Тогда наш следующий рассказ о другом
животном. Отгадайте о каком?
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
У. Как зимуют волки? Послушайте сказку про волков. (Аудиозапись, проигрывание на компьютере, картинка на экране.)
Зимой я очень злой!
В одиночку не хожу, а в стаях я брожу,
Серый и худой, голодный и злой.
Вою сильно по ночам, очень страшно всем зверям.
Лучше мне не попадаться, а меня остерегаться.
Вывод: не меняет окраску, жилище не строит, припасов не делает.
У. О другом нашем герое сложено не
только много стихов, загадок , но даже песен.
Угадайте, о ком пойдёт речь. Песня « Почему
медведь зимою спит»
Вы всё верно поняли, речь идёт о медведе. Белка
прыгает по веткам деревьев, лиса бегает по следам
мышей, а где сейчас медведь?
Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
Я с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ежу со мной одна работа -
Крепко спать и весны ждать!
Сообщение
Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят , что зимой медведь сосёт лапу. А знаете ли вы, почему так говорят? Существует мнение , что в феврале с голых ступней медведя сходит…старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком , медведь причмокивает губами. Вот и кажется , что он сосёт лапу, а на самом деле он согревает её губами и языком.
Вывод: Питается за счёт жира, делает берлогу, всю зиму спит, зимой рождаются медвежата.
– А кто ещё спит?
Дети: Ёж, барсук.
– Итак, мы поговорили только о некоторых животных . Посмотрите на карту России, сколько их ещё много.
Проверочная работа. Игра "Крестики-нолики" (Дети пишут на листочках в столбик числа от 1 до 16. Учитель читает высказывание. Если высказывание верно, дети ставят "Х", если неверно – "0".)
- Летучие мыши зимой прячутся в дуплах, в пещерах, на чердаках заброшенных домов. Всю зиму они спят.
- Белка делает запасы на зиму: прячет их под лесные подстилки и укрепляет на развилках ветвей?
- Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм.
- Заяц к зиме не меняет шубку, делает припасы.
- Белка зимой серая.
- Кабаны, волки не делают запасов на зиму.
- Ежи и медведи зимой спят.
- Все ли зайцы зимой белы. Нет- русак.
- Барсук зимой приносит большой вред.
- Белка к зиме меняет цвет шубки, утепляет жилище, делает припасы.
- Лось каждую зиму теряет рога.
- Медведь зимой питается своими запасами.
- Правда ли говорят , что « волка ноги кормят» ?
- Проснувшегося зимой от чувства голода, от сильного мороза или от выстрела медведя называют шатуном.
- У медведя зимой появляются медвежата.
- Люди должны помогать животным перезимовать зиму.
Ключ к ответу: Х Х 0 0 Х Х Х 0 0 Х Х 0 Х Х Х Х
Ответы: 3, 4, 8, 9, 12 – 0 (неверно); 1, 2, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16 – Х (верно).
– Сейчас я вам предлагаю решить экологическую
ситуацию. – Как помочь диким животным, чтобы зимой им не было так голодно? |
– Подкармливать лосей сеном, вениками и солью. – Для зайцев ещё летом можно запасти веники с молодой листвой. Не откажутся они и от сушёных веток рябины, малины, осины. – Охотникам не тревожить медведей в берлогах. |
Песня «Не дразните собак».
Домашнее задание: с. 111–115, в тетради №112–113 (инструктаж выполнения задания) и творческое. Выбери себе роль, и от лица своего героя расскажи всё о его жизни: кто ты, как ты проводишь зиму, чем питаешься, где живёшь. Желательно о других животных, о жизни которых мы не узнали.