Урок окружающего мира по УМК "Гармония" на тему "Зимняя пора в жизни животных"

Разделы: Начальная школа


Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.

Тема: Зимняя пора в жизни животных.

Цели и задачи: 

  • познакомить учащихся с жизнью домашних и разных групп диких животных в зимнее время года;
  • продолжить развитие у учащихся умения работать с научно-популярным текстом,
  • формировать волевой компонент познавательной деятельности;
  • развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных,
  • развивать умение слушать партнёра, считаться с его суждением;
  • стимулировать мыслительную деятельность;
  • формировать творческую личность; 
  • развивать интерес к чтению дополнительной литературы о жизни животных;
  • развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, верно отбирать нужный материал по теме;
  • расширять эрудицию учащихся, удивлять его фактами, деталями;
  • воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах;
  • вызывать устойчивый эмоциональный интерес к приобретению знаний.

Оборудование: дневники наблюдений, песня « Почему медведь зимою спит», картинки с изображением природы зимой,  диких животных; шапочки и маски животных, запись сказки о волке, песня « Не дразните собак».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Я рада, этой новой встрече,
Мне с вами интересно!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем изучать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Сообщения синоптиков

Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт.
Мы встречаем Новый год.

Как всегда в начале урока сообщения синоптиков. (На доске – начало предложений)

  • Солнце … в декабре греет слабо. Стоит низко над горизонтом, показывается из-за облаков редко.
  • Небо … днём серое, тусклое. Облака стелются над землёй низко.
  • Земля … покрыта снегом.
  •  Температура воздуха… становится всё холоднее и холоднее.
  • Дует …  слабый ветер.
  • День … короче ночи.

У.  А что особенного в этом месяце? (День зимнего солнцестояния – 22-го числа.)
У.  Какие пословицы о декабре вы знаете? (Декабрь год кончает, зиму начинает.  Декабрь – полночь года.)
У.  А какие декабрьские приметы вы знаете? (Если в декабре большой иней – это к хорошему урожаю. Много звездных ночей в декабре – будет летом много ягод. Если в декабре снег вплотную привалит к заборам – неурожайное будет лето.)
У. Зима навела строгий порядок в лесах и полях. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые принесла с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая лёгкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

3. Постановка задачи урока

На доске карточки:

Кабан              таракан         филин
Медведь          мухи              клёст         
Лось                 муравьи        стриж
Олень              пчёлы            ястреб

– Как назвать одним словом? Одним словом – это животные. Учёные-зоологи выделяют несколько групп животных. 1-я группа ­– это млекопитающие, 2-я –насекомые, 3-я – птицы. А ещё какие группы знаете?

Д. Земноводные, пресмыкающие, рыбы.

У. Значит, мы сегодня поговорим… о животных, о том, как они зимуют. Однако для животных наступила суровая пора.    Все животные еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения происходят с шерстью у всех животных? (Она стала длиннее, появился подшерсток.)

У. Как называется процесс смены одной шерсти на другую?

           

(линька)

 (Если не ответят, то подсказка на  с. 111.)

4. Закрепление полученных знаний и выявление неусвоенного учебного материала

1. Телеграмма от домашних животных.

У. Угадайте, от кого пришла телеграмма.
«Нам не надо готовиться к зиме. О нас позаботились наши хозяева. Они приготовили ещё с лета и осени нам корм. Отремонтировали и утеплили жилища. Зимой за нами ухаживают.»

2. Работа с тетрадью.

С. 51 № 110. Разгадай кроссворды из названий домашних животных и их жилищ.

У. А теперь перейдём от домашних  животным к … диким, а именно –млекопитающим.

3. Отгадайте загадку.

С кисточками ушки.
Гриб увидит на опушке –
Прыг за ним с густых ветвей
И домой несёт скорей. (Белка)

У. Что вы знаете о белке, как она зимует?

Есть на свете старичок,
Старичок Лесовичок,
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зелёном армяке.
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам,
Ходит-бродит по травинкам,
Старичок Лесовичок,
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
Довелось ему как-то раз
Услышать вот такой рассказ.

4. Инсценирование. «Синица и белка».

Синица: Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
Белка: Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
Синица: А чем же ты кормишься?
Белка: А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот  в морозы-то и отсижусь!

У. Что  вы узнали? А другие белочки хотят что-нибудь рассказать о своей жизни?

Зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь,
Меньше приходится прыгать и скакать,
Силы надо беречь и сохранять!
Всю осень дупло я утепляла,
Пух, соломинки туда я натаскала,
К зиме готовила запас:
Грибы, орехи, ягоды припас.
Чтоб зимой не голодать,
Где ж еду в мороз достать?
Трудно мне же зимовать!

У. О чём нам рассказала эта белочка?

Белка. Летом я рыжая, зимой – серебристо-серая. Благодаря такой окраске я летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а  зимой среди потемневшего снега, лежащего на хвое и сучьях деревьев, также малозаметна. К зиме я утеплила своё гнездо, которое  служит мне надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо я  строю в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, я по лесу не бегаю, в гнёздах прячусь. А гнездо моё называется гайно. Оно представляет собой шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме я сделала съестные припасы.

У. Почему белка меняет цвет шерсти? Как называется её гнездо? Что оно представляет собой?

Вывод (на карточках): Белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы.

У. Кто ещё меняет цвет шерсти? (Заяц.)
– Отгадав загадку, вы узнаете правильный ответ.

Прокатился шум лесной-
Под кустом притих косой,
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал. (Заяц)

У. Как приготовился заяц к зиме? (Дети отвечают.)

– Насколько правильны ваши ответы, мы сейчас и узнаем.

Заяц и летучая мышь

Заяц: Здравствуй, Ушан-летучая мышь!
Мышь: Здравствуй, Заяц-длинные уши!
Заяц: Как живёшь-поживаешь?
Мышь: Лучше всех живу – горя не знаю!
Заяц: Как же это та так ухитряешься?
Мышь: Это проще простого. Как плохо мне, – зима там пришла, – я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев 10 просплю!
Заяц: Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами!

У. Что вы нового узнали?

Заяц и Снегирь

Снегирь: Заяц белый , куда бегал?
Заяц: На деревню.
Снегирь: Для чего?
Заяц: Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
Снегирь: И нашёл?
Заяц: Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие!
Снегирь: А теперь ты куда?
Заяц: Осинку глодать.
Снегирь: Да она , поди, горькая?
Заяц: Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда, как сладка осинка покажется!

У. А из этого рассказа, что узнали?
–  Пришёл черёд рассказать нашим зайцам о себе.
И я вам расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме я побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя не трус, но всего боюсь.
А питаюсь я корой, ягодой лесной.

Какие изменения произошли у зайца зимой?  Чем он питается? Как он прячется от врагов?

Заяц

Я живу   в лесу, предпочитаю густые заросли кустарников. У меня  задние лапы сильнее передних. Я легко бегаю по рыхлому снегу, как на лыжах. Сплю чутко, дремаю в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячусь в неглубоких ямках, в кустах. Ложусь  в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Я мастер запутывать следы:  несколько раз проскочу по своим следам, то прыгну в сторону. 

Вывод: Заяц меняет цвет, дом не строит, припасов не делает. Кто ещё не готовит себе запасы на зиму? (Волк, лиса, лось)
У. Тогда наш следующий рассказ о другом животном. Отгадайте о каком?

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит молчком,
Уши серые торчком. (Волк)

У. Как зимуют волки? Послушайте сказку про волков.  (Аудиозапись, проигрывание на компьютере, картинка на экране.)

Зимой я очень злой!
В одиночку не хожу, а в стаях я брожу,
Серый и худой, голодный и злой.
Вою сильно по ночам, очень страшно всем зверям.
Лучше мне не попадаться, а меня остерегаться.

Вывод: не меняет окраску, жилище не строит, припасов не делает.

У. О другом нашем герое сложено не только много стихов, загадок , но даже песен. Угадайте, о ком пойдёт речь. Песня « Почему медведь зимою спит»
Вы всё верно поняли, речь идёт о медведе. Белка прыгает по веткам деревьев, лиса бегает по следам мышей, а где сейчас медведь?

Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
Я  с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ежу со мной одна работа -
Крепко спать и весны ждать!

Сообщение

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят , что зимой медведь сосёт лапу. А знаете ли вы, почему так говорят? Существует мнение , что в феврале с голых ступней медведя сходит…старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком , медведь причмокивает губами. Вот и кажется , что он сосёт лапу, а на самом деле он согревает её губами и языком.

Вывод: Питается за счёт жира, делает берлогу, всю зиму спит, зимой рождаются медвежата.

А кто ещё спит?

Дети: Ёж, барсук.

Итак, мы поговорили только о некоторых животных . Посмотрите на карту России, сколько их ещё много.

Проверочная работа. Игра "Крестики-нолики" (Дети пишут на листочках в столбик числа от 1 до 16. Учитель читает высказывание. Если высказывание верно, дети ставят "Х", если неверно – "0".)

  1. Летучие мыши зимой прячутся в дуплах, в пещерах, на чердаках заброшенных домов. Всю зиму они спят.
  2. Белка делает запасы на зиму: прячет их под лесные подстилки и укрепляет на развилках ветвей?
  3. Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм.
  4. Заяц к зиме не меняет шубку, делает припасы.
  5. Белка зимой серая.
  6. Кабаны, волки не делают запасов на зиму.
  7. Ежи и медведи   зимой спят.
  8. Все ли зайцы зимой белы.   Нет- русак.
  9. Барсук зимой приносит большой вред.
  10. Белка к зиме меняет цвет шубки, утепляет жилище, делает припасы.
  11. Лось каждую зиму теряет рога.
  12. Медведь зимой питается своими запасами.
  13.  Правда ли говорят , что « волка ноги кормят» ?
  14. Проснувшегося зимой от чувства голода, от сильного мороза или от выстрела медведя называют шатуном.
  15. У медведя зимой появляются медвежата.
  16. Люди должны помогать животным перезимовать зиму.

Ключ к ответу: Х Х 0 0 Х Х Х 0 0 Х Х 0 Х Х Х Х

Ответы: 3, 4, 8, 9, 12 – 0 (неверно); 1, 2, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16 – Х (верно).

– Сейчас я вам предлагаю решить экологическую ситуацию.
– Как помочь диким животным, чтобы зимой им не было так голодно?
– Подкармливать лосей сеном, вениками и солью.

– Для зайцев ещё летом можно запасти веники с молодой листвой. Не откажутся они и от сушёных веток рябины, малины, осины.

– Охотникам не тревожить медведей в берлогах.

Песня «Не дразните собак».

Домашнее задание: с. 111–115, в тетради №112–113 (инструктаж выполнения задания) и  творческое. Выбери себе роль, и от лица своего героя расскажи всё о его жизни: кто ты, как ты проводишь зиму, чем питаешься, где живёшь. Желательно о других животных, о жизни которых мы не узнали.